Градация лекал пропорционально-расчетным способом

26 Авг 2012

Мы продолжаем  характеристику процесса градации лекал, общие сведения о котором я привела в предыдущей статье.

Сегодня речь пойдет о пропорционально-расчетном способе градации, который получил наибольшее применение в условиях массового производства одежды.

При выполнении градации этим способом следует обратить внимание на такие понятия, как

  • исходные линии градации,
  • исходные точки градации,
  • конструктивные точки градации,
  • типовые схемы градации.

Исходные линии градации - это две взаимно перпендикулярные (горизонтальная и вертикальная) конструктивные линии, которые остаются постоянными для всех размеров и относительно которых происходит перемещение конструктивных точек и преобразование контура лекал базового размера в лекала любого заданного размера и роста.

Положение исходных линий градации на деталях изделия во  многом зависит от выбранной методики конструирования. Так в ЕМКО СЭВ приняты следующие исходные линии градации основных деталей:

Плечевая одежда (рисунки 1-2)

спинка – линия груди /31-33/ (горизонталь) и задняя линия проймы /33-13/ (вертикаль)

перед (полочка)        – линия груди /35-37/ (горизонталь) и передняя линия проймы /35-15/ (вертикаль)

рукав       – подмышечная линия /351-333/ (горизонталь) и передняя линия оката /351-355/ (вертикаль).

Рисунок 1 - Исходные линии градации и основные точки градации деталей переда и спинки в ЕМКО СЭВ

Рисунок 2 - Исходные линии и основные точки градации деталей рукава в ЕМКО СЭВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юбка (рисунок 3)

заднее полотнище юбки – линия бёдер /51-54/ (горизонталь) и средняя задняя линия /41-91/ (вертикаль)

переднее полотнище юбки – линия бёдер /54-57/ (горизонталь) и средняя передняя линия /47-97/ (вертикаль)

 

Рисунок 3 - Исходные линии и основные точки градации деталей юбки в ЕМКО СЭВ

Рисунок 4 - Исходные линии градации и основные точки градации деталей брюк в ЕМКО СЭВ

 

Брюки (рисунок 4)

задняя часть брюк – линия бёдер /51-54/ (горизонталь) и линия сгиба /52-57/(вертикаль)

передняя часть брюк – линия бёдер/54-57/(горизонталь) и линия сгиба /56-76/ (вертикаль).

В методике ЦНИИШП предусматривается следующее положение исходных линий градации (рисунки 5-8):

на спинке       –     горизонтальная совпадает с линией талии, вертикальная – со средней линией спинки, соответствующей базисной сетке

на переде       –     горизонтальная совпадает с линией талии, вертикальная проходит касательно к линии проймы

на рукаве       –     горизонтальная совпадает с линией основания оката,

вертикальная соответствует линии, соединяющей верхний и нижний концы переднего переката либо параллельна ей

на заднем и переднем полотнищах юбки – горизонтальные совпадают с линией бёдер, вертикальные – со средней задней и средней передней соответственно

на задней и передней частях брюк – горизонтальные совпадают с линией уровня подъягодичной складки, вертикальные с линией сгиба частей брюк.

Рисунок 5 - Исходные линии градации и основные точки градации деталей спинки и переда в методике ЦНИИШП

Рисунок 6 - Исходные линии градации и основные точки градации деталей рукава в методике ЦНИИШП

Рисунок 7 - Исходные линии градации и основные точки градации деталей юбки в методике ЦНИИШП

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8 - Исходные линии градации и основные точки градации деталей брюк в методике ЦНИИШП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходными точками градации являются точки пересечения исходных линий.

Исходные точки градации для плечевой одежды в ЕМКО СЭВ:

спинка – точка 33

перед – точка 35

рукав – точка 351

Исходные точки градации для поясной одежды:

заднее полотнище юбки – точка  51

задняя часть брюк – точка 52

переднее полотнище юбки – точка 57

передняя часть брюк – точка 56

Конструктивными точками градации являются точки пересечения срезов детали (угловые точки), а также точки, расположенные на контурных линиях, в которых задается приращение (вектор изменений) для выполнения технического размножения лекал. Их количество должно быть оптимально для точного построения деталей смежных размеров или ростов.

Типовые схемы градации – это изображения деталей конструкции с нанесенными исходными линиями и исходными точками градации, а также с указанием направлений и величин межразмерных и межростовых приращений в соответствующих конструктивных точках.

Типовые схемы градации лекал разрабатываются для плечевых и поясных изделий применительно к их типовому покрою.

На рисунках 9-10 показаны примеры типовых схем градации деталей спинки базовой конструкции женской одежды по размерам и ростам согласно методике ЕМКО СЭВ.

Рисунок 9 - Типовая схема градации по размерам детали спинки женской одежды (группа размеров 84-104) одежды

Рисунок 10 - Типовая схема градации по ростам детали спинки женской одежды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для увеличения размера схемы или рисунка кликните по нему правой клавишей "мышки".

Следует отметить, что при техническом размножении деталей женской одежды по размерам выделяют три варианта типовых схем, каждый из которых соответствует конкретной размерной группе:

  • первая группа           –          размеры 84–104;
  • вторая группа           –          размеры 108–120;
  • третья группа           –          размеры 124–136.

Градацию деталей по размерам целесообразно производить в пределах одной размерной группы, так как значения величин перемещений соответствующих конструктивных точек в каждом варианте отличаются друг от друга.

На рисунках 11-14 приведены типовые схемы градации детали спинки для разных вариантов модельных конструкций женской одежды по размерам, разработанные в ЕМКО СЭВ.

Рисунок 11 - Типовая схема градации детали спинки с рельефом (размеры 84-104)

Рисунок 12 - Типовая сема градации спинки, отрезной по линии талии (размеры 84-104)

Рисунок 13 - Типовая схема градации спинки с кокеткой в женской одежде (размеры 84 - 104)

 

Рисунок 14 - Типовая схема градации спинки и бочка женского жакета (размеры 84-104)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типовые схемы градации деталей женской, мужской и детской одежды, разработанные согласно методике ЦНИИШП, приведены в оригиналах методики.

В указанных методиках принято различное положение исходных линий градации на деталях, поэтому величины и направление перемещений конструктивных точек различно. Перемещение точек, лежащих на исходных линиях градации, производится только в одном направлении вдоль линии градации – горизонтально или вертикально. Все другие конструктивные точки контура перемещают по диагонали прямоугольника, сторонами которого являются поперечное и продольное приращения к данному размеру детали. На рисунке 15 приведен пример перемещения конструктивных точек детали спинки при градации по размерам в ЕМКО СЭВ.

Рисунок 15 - Схема перемещения точек при градации детали спинки по размерам в ЕМКО СЭВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что в методике ЦНИИШП принято объединение типовых схем градации деталей по размерам и ростам, при этом одинарной стрелкой (→) показывается перемещение точек при градации по размерам, двойной стрелкой (→→)  – по ростам.

Горизонтальные приращения в конструктивных точках линий контура горловины спинки и переда, плечевых и боковых срезов определяют, исходя из изменчивости соответствующих размерных признаков фигур и удаленности точек от исходных линий градации.

Величины вертикальных приращений определяют также в соответствии с изменчивостью размерных признаков фигуры и удалённостью точек от исходной горизонтальной линии.

Продолжение следует...

 

 

 

 

 

Если Вам интересны материалы, представленные на сайте, подписывайтесь на тематические рассылки статей.

 

Также на эту тему можно прочитать следующие статьи:

  1. Расчеты к построению чертежа конструкции платья по методике ЕМКО СЭВ
  2. Расчеты конструкции женского платья по методике ЦНИИШП
  3. Общая характеристика процесса градации лекал
  4. Расчеты чертежа конструкции платья по методике Мюллера
  5. Характеристика методики ЕМКО СЭВ

Отзывов (29) на «Градация лекал пропорционально-расчетным способом»

  1. Валентина пишет:

    Знакомые схемы… :-) Спасибо, Лариса, что делитесь с другими! Я в свое время доставала их с таким трудом…

  2. silver price пишет:

    Способ группировки относится к наиболее обоснованным. Он позволяет получить наиболее точные лекала по смежным размерам. Для каждой модели разрабатывают конструкции и лекала на два размера одного и того же роста: на базовый и больший или меньший в данной размеро-полнотной группе. Затем лекала двух размеров каждой детали совмещают по оси градации. Одноименные точки лекал соединяют между собой отрезками прямых. Эти отрезки делят на равные доли в соответствии с количеством промежуточных размеров. Зная величины и направления приращений в каждой конструктивной точке при переходе от базисного размера к большему, сохраняют их неизменными и получают положение этих точек для всех меньших размеров.

    • admin пишет:

      Способ группировки традиционно применяется для градации лекал изделий сложных и нетиповых конструкций, для которых схемы градации еще не разработаны. Он также применим в том случае, если вы используете методику, в которой не раскрыта тема технического размножения лекал ( не разработаны схемы градации). Если же методика отработанная и включает информацию о схемах градации, то абсолютно нет смысла увеличивать трудоемкость работ за счет разработки ДВУХ комплектов лекал для определения величин приращения в конструктивных точках. Как я уже отмечала ранее, техническое размножение целесообразно осуществлять в пределах одной размерной подгруппы (например, отдельно в группе 84-104, 108- 120, 124-136). Таким образом, посчитайте, сколько комплектов лекал на начальном этапе вам нужно разработать, чтобы обеспечить КАЧЕСТВЕННЫЙ процесс градации методом группировки?
      Впрочем, если вам нравится метод группировки, вы вправе его использовать. :-)

  3. света пишет:

    А если человек наработал свою систему из разных методик, какую схему брать? Непонятно. Разве разница между ЦНИИШП и Есо большая? Градацию делать после моделирования? И вообще непонятно как с 42 можно сделать 52. Мне кажется надо делать основу 46 и от нее два размера вверх два вниз.

    • admin пишет:

      Светлана, я не думаю, что Ваша авторская методика НУ ОЧЕНЬ отличается от всех существующих. :-) Ведь от чего то Вы все-таки отталкивались!
      Следовательно, данные для осуществления градации следует искать именно в исходной методике.
      Что же касается разницы в схемах градации методик ЦНИИШП и ЕМКО СЭВ, то она действительно имеется. Прежде всего, в выборе исходной точки градации, осей градации и, следовательно, величин перемещения точек относительно этих осей.
      Градацию в ручном режиме лучше делать по готовым лекалам с внесенными припусками на обработку швов. Безусловно, более точным будет процесс получения полного комплекта лекал от среднего базового размера, то есть из 46-ого 52-ой. Однако, используя схемы градации, разработанные для конкретной подгруппы размеров, (например 42-52) можно с высокой степенью точности получить лекала 52 размера из лекал 42 размера. В условиях промышленного производства одежды чаще прибегают к разработке лекал на фигуру среднего базового размера, а затем производят размножение на все размеры и роста в пределах размерной подгруппы.

  4. света пишет:

    Спасибо за позитивный и быстрый ответ. Хочу разобраться с этим вопросом тщательно. Кроила на индив. фигуры, градацией никогда не занималась. Теперь вот появилась такая необходимость. Придется осваивать самостоятельно, к сожалению. Для начала посмотрю в чем разница конструирования двух этих методик, к какому я ближе. Потом сделаю размерный ряд и выведу для себя эти приращения. Изучу ваши схемы. Ну и думаю потом у меня появятся вопросы. А однажды выведенными схемами можно пользоваться и для легкой одежды и для пальтовой, и для трикотажа?

    • admin пишет:

      Светлана, Вы правильно выстраиваете алгоритм работ по созданию схем градации.
      Что же касается разработанных схем, то они действительно могут использоваться для различных изделий в пределах силуэтной группы.
      Для трикотажных изделий не всегда можно использовать схемы, предназначенные для изделий из ткани. В этом случае следует учитывать степень растяжимости трикотажных полотен. Если полотна малорастяжимы (первой группы растяжимости), то схемы градации идентичны.
      Для изделий из эластичных трикотажных полотен ( второй и третьей группы) необходимо разрабатывать свои схемы, согласованные с характером растяжимости материалов.

      • Мария пишет:

        Здравствуйте, подскажите пожалуйста как разработать схему градации для эластичных материалов? (в моем случае купальник из бифлекса)

        • Лариса пишет:

          Здравствуйте, Мария!

          Готовые схемы градации для изделий этого ассортимента мне не встречались.
          Для разработки схем стоит воспользоваться общими принципами, положенными в основу градации, учитывая изменчивость размерных признаков и структуру расчетных формул, используемых в методике.
          Об этом Вы можете почитать в учебном пособии авторов Ивлевой и Мартыновой “Градация лекал”

  5. света пишет:

    быстро посмотрев ваш сайт мне ближе ЕМКО ЦОТШЛ. Это одно и тоже с ЕМКО СЭВ?

    • admin пишет:

      Методики ЕМКО СЭВ и ЦОТШЛ имеют существенные различия. ЕМКО СЭВ является промышленной методикой, ЦОТШЛ изначально разрабатывалась для изготовления изделий на индивидуальные фигуры. Поэтому типовых схем градации применительно к методике ЦОТШЛ Вы не найдете – придется разрабатывать самостоятельно.

  6. света пишет:

    Добрый день. А если ЦОТШЛ разрабатывалась для изд. на индивид. фигуры, можно ли по нему делать лекала в условиях массового пошива? Корректно ли это будет? И так как ЦОТШЛ появился в 70-х гг и перестала существовать лаборатория в 1989, то как быть с устаревшей размерной типологией, чтобы делать лекала на массовку? Если у вас есть размерная типология к этому методу не могли бы вы разместить на сайте? Вопрос к вам, как к конструктору, который строил по ЕМКО СЭВ и видел результат своей работы: соответствует ли результат затраченным усилиям? Хочу изучит его, буду искать материалы. А то я накупила дорогущих книг Мюллера, изучила, а результат – фу! Понравились брюки (хороший результат только на станд. фигуру и моделирование, остальное все в печку))) Жалко денег!

    • admin пишет:

      Светлана, дело не в методике, а в подходе к процессу конструирования. Не имеет значение время разработки методики…
      Главное в процессе конструирования – это обоснованность выполнения расчетов и построений. Свое мнение по этому поводу я уже выражала в отдельных статьях.

      http://wellconstruction.ru/konstr2/analiz-metodik-konstruirovaniya-odezh
      http://wellconstruction.ru/konstr2/o-razlichiyah-v-metodikah-konstruirovaniya
      http://wellconstruction.ru/konstr2/effektivnoe-izuchenie-metodik-konstruirovaniya-odezhdyi

      Методика ЦОТШЛ вполне может быть использована для конструирования одежды массового производства.
      При этом следует продумать возможность замены отдельных размерных признаков другими, которые встречаются в современных размерных стандартах.

      Размерные стандарты разрабатываются независимо от методики конструирования одежды, являясь результатом анализа размерных характеристик большого количества фигур.
      Содержание современных размерных стандартов я не могу раскрывать на страницах моего сайта, так как это нарушит авторские права на этот документ, которые принадлежат ЦНИИШП.

      Я работаю с методикой ЕМКО СЭВ и меня она вполне устраивает. Информация об этой методике есть в интернете в свободном доступе.

      Что же касается методики Мюллера, то я с Вами вполне согласна. Просто методика Мюллера – раскрученный “бренд” и не более того… Это своеобразный информационный бизнес. И в то же время, не стоит переживать по поводу “жалко денег”… Поражений в этом вопросе не существует. Это всего лишь “обратная связь”, которую Вы получаете, взаимодействуя с информационной средой и пытаясь применить информацию на практике. Опыт без затрат времени и денег не бывает. :-)

  7. света пишет:

    Извините, у вас не будет ссылки на ЕМКО СЭВ 1и2т. За полдня скачала т1 в rar, где глаза можно испортить. Остальное все какие-то аферы, то антивирусник запрещает, то номера телефонов ( я уже попадалась)))

  8. Людмила пишет:

    Добрый день! Насколько я знаю размер от размера отличается на 4 см.Почему тогда спинка растет при размножении на 0,75 см вместо 1 см(в половинке градации?) Полочка по вашей схеме то же растет на 0,9. рассматриваю линию груди( под проймой).
    Хотелось бы посмотреть градацию полочки и спинки с рельефами ,выходящими из проймы,совместно желательно иметь бы схему рукава и воротника по аналогии чертежа.

    • admin пишет:

      Людмила, это примеры схем градации отдельных деталей различных исходных модельных конструкций. Их нельзя выборочно связывать между собой. Действительно, суммарное приращение по линии груди составляет 4,0см. Но это вовсе не означает, что во всех модельных конструкциях спинка и полочка изменяются по ширине на 1,0см. Если спинка изменяется по ширине на 0,8см, то полочка на 1,2см.
      В статье представлены схемы градации, принятые в промышленных методиках конструирования одежды, которые обеспечивают высокую степень точности технического размножения лекал.
      Схемы градации для различных вариантов модельных конструкций можно найти в томе 4 Единой методики конструирования одежды (ЕМКО СЭВ)

  9. Татьяна пишет:

    Здравствуйте!Подскажите пожалуйста характерные отличия методик “Мюллер и сын”,ЕМКО СЕВ И ЦНИИШП? Может есть какая то информация о них, откуда появились, на какое производство направленные и тд.?

  10. Елена пишет:

    Посоветуйте пожалуйста как мне увеличить выкройку мужского жилета 48р.(96 по ОГ), до 52р. Крой простой, прямой без рельефов. Простите, что непрофессионально задаю вопрос.)

  11. Наталья пишет:

    Добрый день! Спасибо за доступно изложенный материал, но у меня остались вопросы. Не могли бы вы добавить рисунки по градации БК спинки и переда по женским размерам 108-120 и 124-136? Меня интересуют величины, нигде не могу найти эту информацию. Буду очень благодарна!

    • Лариса пишет:

      Здравствуйте, Наталья!
      Схемы градации деталей одежды на фигуры, которые Вами заявлены, есть в томе 4 Единой методики конструирования одежды СЭВ
      Этот том, который называется “Градация”, Вы можете найти в свободном доступе на просторах интернета или приобрести у правообладателей этого документа на сайте ЦНИИШП.

  12. Наталия пишет:

    Спасибо большое, для меня очень полезно.

RSS-лента комментариев.

Ваш отзыв