О рациональном выборе методики конструирования одежды

25 Март 2012

Тема выбора оптимальной методики конструирования одежды остается актуальной всегда. В особенности в современных условиях, когда рынок информационных услуг, в том числе и в сфере проектирования одежды, изобилует множеством различных вариантов методик конструирования швейных изделий. Я даже не буду акцентировать внимание на большом количестве учебных пособий по типу «Шейте сами, шейте  с нами, шейте лучше нас…»,  которые представлены в книжных магазинах.

Безусловно, каждый практикующий конструктор редко использует какую-то конкретную методику конструирования в её чистом виде. Зачастую методики корректируются с учетом результатов личного опыта конкретного специалиста в области конструирования одежды. Я знаю одного опытного конструктора, который, познакомившись в начале 90-ых годов  с методикой Мюллера и оценив её отдельные преимущества, полностью адаптировал эту методику к своим практическим наработкам. Глядя на описание этого видоизмененного варианта, сразу и не поймешь, каким был первоисточник.

Сложнее всего приходится новичкам в сфере проектирования одежды. При беглой оценке множества вариантов предложений не всегда просто выбрать тот, который смог бы удовлетворить требованиям качественной посадки изделия на фигуре. И я не раз получала письма с вопросами о том,  чем та или иная методика лучше другой. Дабы ответить подробно, я решила написать цикл статей, посвященных анализу отдельных, наиболее распространенных методик конструирования  швейных изделий. Анализ методик будет осуществляться на примере женского платья с последующими примерами для расчета его конструкции согласно конкретному методу.

А пока напомню, что основными показателями хорошей посадки платьев на женской фигуре являются:

  • сбалансированность его составных частей (переда и спинки),
  • гладкость изделия в области плечевого пояса, предполагающая отсутствие морщин, заломов, наклонных складок,
  • вертикальность боковых швов, краёв разрезов, бортовых застёжек (при их наличии).
  • симметричность плечевых швов в платье, надетом на фигуру или манекен, равенство их длин и идентичность по конфигурации.

Достаточно высокие требования предъявляются к конструкции и качеству посадки втачных рукавов, проектируемых в платьях. Рукав должен соответствовать размерам и форме руки, иметь пропорциональные размеры по отношению ко всему изделию, хороший внешний вид, а также правильную ориентацию относительно проймы и изделия в целом. Качество посадки рукава достигается благодаря правильному распределению посадки по окату, соответствию размеров и формы оката, размерам и форме проймы на отдельных участках. В готовом изделии недопустимо наличие на рукаве наклонных, поперечных складок и заломов, а также других дефектов, нарушающих эстетичность внешнего вида рукава и изделия в целом.

Ну а теперь поговорим о признаках, которые будут положены в основу анализа методик конструирования женских платьев. Перечислю основные из них, на которые буду опираться при характеристике методик:

  1. Количество и вид используемых размерных признаков (мерок), необходимых для выполнения расчетов чертежа конструкции. Наличие в методике описания способа выполнения измерений фигуры. При разработке конструкции изделий, проектируемых для массового производства одежды, очень важно использовать размерные признаки, согласованные с современными размерными стандартами для конструирования одежды.
  2. Необходимый и достаточный объем информации по выбору конструктивных прибавок в зависимости от силуэта модели, покроя, эластичных свойств рекомендуемых материалов.
  3. Учет свойств материалов при выборе технологических припусков.
  4. Структура используемых в методике расчетных формул, степень их точности; обеспечение достоверной связи между измерениями фигуры и соответствующими участками чертежа конструкции.
  5. Точность и однозначность предлагаемых методикой графических приемов построения конструктивных участков и оформления криволинейных срезов.
  6. Учет балансовых характеристик фигуры при расчете конструкции и построении чертежа. Этот фактор очень важен при разработке чертежей конструкции на нетиповые фигуры с отклонением в осанке (на перегибистые и сутулые)
  7.  Особенности построения чертежа конструкции:

-          наличие предварительного расчета, его содержание;

-          четкость выделения этапов построения чертежа;

-          характеристика базисной сетки;

-          способ задания переднезаднего баланса изделия;

-          учет различных вариантов построения средней линии спинки;

-          способ задания основных опорных точек для построения проймы;

-          особенности расчета и построения верхних контурных участков чертежа (горловины и плечевых срезов полочки и спинки);

-          предлагаемый способ проектирования нагрудной вытачки полочки;

-          характеристика рекомендуемых способов формообразования спинки в области лопаток;

-          расчет суммарного раствора вытачек по линии талии (в зависимости от силуэтной формы), наличие рекомендаций по его распределению по отдельным участкам с целью получения необходимой степени прилегания;

-          наличие рекомендаций по оформлению силуэтных линий в конструкциях изделий различных силуэтных форм.

8.Наличие тесной связи основных параметров проймы и оката рукава.

9.Наличие рекомендаций по учету свойств  материалов при выборе конструктивного решения и оформлении срезов рукава.

10.Возможность использования методики для построения чертежа конструкции на фигуры различных полнотных групп, а также на нетиповые фигуры (отличающиеся от условно-пропорциональных).

11.Степень загроможденности чертежей основными и вспомогательными линиями и точками, возможность легкого прочтения схемы чертежа при его построении.

12.Для массового производства важен такой фактор, как возможность получения конструкций изделий рассматриваемого вида на фигуры различных размеров и ростов путем технического размножения (наличие в методике типовых схем градации деталей и лекал по размерам и ростам для разнообразных вариантов конструкций).

 

Продолжение следует...

 

 

Также на эту тему можно прочитать следующие статьи:

  1. Критерии выбора методики для конструирования женской юбки
  2. Анализ методик конструирования одежды
  3. Методы конструирования трикотажных изделий
  4. Особенности конструирования женской одежды покроя реглан
  5. Размерные стандарты для конструирования одежды

Отзывов (17) на «О рациональном выборе методики конструирования одежды»

  1. Благодарю Лариса, прочла с интересом. Я даже не задумывалась о том сколько нужно знать для того чтобы сконструировать одежду. Я под впечатлением! :-)

  2. Ольга пишет:

    Лариса, то что Вы делаете действительно талантливо, нужно людям и интересно. Не думали ли Вы о том, что бы этот проект продвигать более масштабно: например, делать инфопродукты, вести вебинары? Профессионалов в Интернете не хватает.

    • admin пишет:

      Спасибо, Ольга, за высокую оценку моей работы. У меня уже есть определенные действия в направлении создания инфопродуктов. Правда, их окончательный вариант будет представлен на суд читателей и подписчиков несколько позже.

  3. Марго пишет:

    Лариса, я так поняла, что Вы обещаете раскрыть тайны всех методик. Здорово! Это будет в отдельной рассылке?

    • admin пишет:

      Ну, не всех, а наиболее часто встречающихся :-) Зачем Вам все? Вы просто запутаетесь в этой информации.. Методики буду характеризовать последовательно, на страницах сайта. Так что заходите в гости!!!!

  4. Валентина пишет:

    Я сейчас строю лекала по методике для закройщиков. Пробовала по Мюллеру, – не очень нравится посадка. Лариса, а что Вы скажете по поводу методики Мюллера? Она печатается в журнале “Ателье”.

    • admin пишет:

      С методикой Мюллера знакома очень давно, еще до появления журнала “Ателье”. Не могу сказать, что меня в ней все устраивает… Обещаю сформулировать свой отзыв о ней в одной из последующих статей. Вы уж потерпите, пожалуйста. :-)

  5. Надежда пишет:

    Спасибо за рекомендации! Очень ценные!

  6. Анна пишет:

    Ждем продолжения. Хотелось бы хорошую выкройку с рукавом-реглан.

  7. Марина пишет:

    Всегда интересовалась шитьём, но по рисункам выкроек ничего не понимаю.Наверное надо талант!

    • admin пишет:

      Для умения читать схемы вовсе не нужен талант. Просто необходимо пройти обучение, начиная с “азов” конструирования. Нельзя научиться чтению, не зная букв. У Вас есть великолепная возможность развить в себе этот талант.

  8. Юлия пишет:

    Здравствуйте!Долгое время не могу узнать, какая методика использовалась для построения..Нигде не сказано.. Хотела бы узнать у вас! Посмотрите пожалуйста…
    http://www.garmoniavdome.ru/detskievykrojki/21.html

    • admin пишет:

      Здравствуйте, Юлия!
      Для того, чтобы узнать, какая методика положена в основу чертежей, представленных на сайте, целесообразно обратиться к автору сайта, оставив на НЕМ комментарий. :-)
      Я с точностью могу судить только о тех методиках, с которыми я знакома и которые я использую в своей практике.
      На мой взгляд, это методика определенных Курсов кроя и шитья. Есть вероятность, что информация взята из старых книг типа “Кройка и шитье дома”, судя по качеству и типу подачи рисунков.
      Если Вас интересуют методики конструирования детской одежды, я рекомендую почитать статью на моем сайте, перейдя по ссылке ниже
      http://wellconstruction.ru/konstr3/gradatsiya-lekal-detskoy-odezhdyi

      В ней есть информация о методиках.
      Более развернуто я постараюсь ответить на Ваш вопрос в одной из ближайших статей.

      Было бы интересно узнать, для каких целей Вы интересуетесь этой информацией. Возможно, что я могу Вам помочь в решении конкретных задач. :-)

RSS-лента комментариев. И адрес для трекбека.

Ваш отзыв