Краткий обзор учебников по конструированию одежды

12 Янв 2014

Вот и незаметно пролетели новогодние праздники, оставляя за собой приятные воспоминания о теплых встречах, отдыхе, загаданных желаниях и  планах на новый год.  Очень долго не хотелось удалять с сайта новогодний пост,  поддерживая праздничное настроение, которое просто обязано согревать целый год. :-) И все же, пора возвращаться к повседневным делам, а главное, к осуществлению намеченных планов, чтобы успеть "сказку сделать былью".

Многие из читателей сайта наверняка поставили цели по улучшению своих  навыков в проектировании одежды. Не секрет, что профессиональное мастерство нуждается в постоянном совершенствовании навыков и умений. А росту мастерства, как известно, предшествуют новые знания, которые мы черпаем из профессиональных книг, журналов, блогов, обучающих видео и других ресурсов, мотивирующих к практической проверке информации.

Основную информацию по конструированию одежды мы, чаще всего, заимствуем из учебников, которыми в настоящее время изобилует рынок профессиональной литературы. Глядя на яркие обложки и многообещающие аннотации к книгам, начинающие специалисты буквально теряются в этой "витрине сплошной пользы". Поэтому мне не раз уже приходилось отвечать на вопрос о том, какие из учебников я считаю "толковыми", "полезными", "максимально полными" и "доступными". Иногда подписчики и читатели просят порекомендовать книги и учебники, раскрывающие  максимально полно специфику конструирования одежды определенного ассортимента.

Не скрою, что я отношусь к "книгоманам" и всегда с  любознательностью слежу за новинками профессиональной литературы.  Да и "старые" книги мне известны еще с тех времен, когда познакомиться с их содержанием можно было только в библиотеке. :-) Поэтому я все чаще и чаще благодарю современных авторов и издательства, которые берут на себя ответственность за распространение информации по конструированию, моделированию и технологии одежды. А ведь этому процессу предшествует огромный труд по созданию оригинал - макетов, задающих с высочайшей точностью весь текстовый и графический  материал будущего издания!

Характеризуя рынок современной литературы по конструированию одежды, очень сложно выделить книги, которые  максимально полно раскрывали бы все направления в проектировании швейных изделий. Так уж сложилось, что книги несут лишь основную информацию по теме, с остальными "подробностями" приходится знакомиться либо в ходе практической деятельности, либо из других, более специализированных источников, либо из опыта более продвинутых специалистов, которым они делятся в своих постах на форумах, сайтах или отзывах под видео.

Среди фундаментальных учебников по конструированию одежды для высших учебных заведений можно выделить следующие (в их различных вариантах изданий):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Конструирование одежды с элементами САПР/Под.ред. Е.Б.Кобляковой.
  • Основы конструирования одежды/ Под. общ.ред. Е.Б.Кобляковой
  • Конструирование одежды:Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/Э.К.Амирова, О.В.Сакулина, Б.С.Сакулин, А.Т.Труханова
  • Куренова С.В., Савельева Н.Ю. Конструирование одежды. Учебное пособие, напечатанное  в издательстве "Феникс"

Перечисленные книги обеспечивают основные (базовые) инженерные знания в области конструирования одежды и, безусловно, нуждаются в дополнительном практикуме, предполагающем детальную проработку полученной информации. Эти книги я не стала бы рекомендовать начинающим конструкторам для самостоятельного изучения, так как многие вопросы, освещаемые в них, нуждаются в дополнительных разъяснениях со стороны квалифицированных специалистов.

Более полную и детальную информацию  о конструировании женской одежды можно найти в книгах авторов Янчевской Е.А., Матузовой Е.М. или Шершневой Л.П. Это авторы разных книг, но со сходными методами и подходами к решению задач проектирования одежды. Далее приведу лишь некоторые из них , возможно они вам уже встречались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для конструирования мужской одежды я рекомендую использовать книги авторов Кудряшов В.Н., Гриншпан И.Я. и Воронин М.Л. (см. фото ниже). Безусловно, в методиках ЕМКО СЭВ и ЦНИИШП есть соответствующие разделы, посвященные конструированию одежды для мужчин, и все же, если указанные методики Вам не известны,  предлагаю обратиться к информации рассматриваемых учебников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что это далеко не полный перечень книг, которые встречаются в интернет пространстве. Однако, насколько я могу судить о их содержании и наполнении, большинство из учебников современных изданий являются лишь доработанной и слегка дополненной версией перечисленных выше книг, как говорится "второй производной", то есть "творческим вариантом" их авторов. Это суждение относится к учебникам авторов Крючковой Г.А., Конопольцевой Н.М., Кочесовой Л.В и  Радченко И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сразу же отмечу, что в статье я постаралась сделать акцент на русской школе конструирования и моделирования одежды, так как считаю её более прогрессивной по отношению к итальянской и немецкой.

Единственной неразгаданной для меня в настоящий период времени "загадкой" остается содержание книг, которые я недавно обнаружила в российских книжных интернет магазинах (см. фото ниже). Я буду очень признательна всем, кто даст характеристику информации, содержащейся в  этих книгах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаю, что у каждого из Вас есть свой опыт практического использования той или иной информации из книг. Было бы очень познавательно для всех читателей сайта, если Вы поделитесь этим опытом в комментариях к статье.

Также на эту тему можно прочитать следующие статьи:

  1. Краткий обзор статей сайта
  2. Эффективное изучение методик конструирования одежды

Отзывов (44) на «Краткий обзор учебников по конструированию одежды»

  1. Валентина пишет:

    Оказывается столько книг издано по конструированию одежды!
    А где их можно купить? Я живу в маленьком городке и ничего подобного в наших книжных магазинах не встречала. В библиотеке техникума книги были только в читальном зале и на руках у преподавателей. В основном методичками пользовались и конспектами по конструированию.
    Я пару книг скачала в интернете, не помню на каком сайте, если нужно я могу Вам переслать.

    • admin пишет:

      Валентина, купить книги сейчас не проблема. Если Вы живете в России, то обладаете великолепной возможностью заказать их через интернет магазины. Конечно же, если речь идет о современных изданиях. Некоторые из указанных книг выложены в свободном доступе на отдельных порталах – нужно только правильно задать поисковый запрос. :-)
      Спасибо за ваше предложение! Напишите мне на электронный адрес о каких книгах по КО идет речь, возможно, что они у меня уже есть.
      Со временем я хотела бы создать форум сайта с доступом к электронной библиотеке конструктора, но это пока в перспективе.

      • Валентина пишет:

        Лариса, подскажите, пожалуйста, а эти две книги (соседние) автора Янчевской существенно отличаются между собой?

        • admin пишет:

          Валентина, у меня, к сожалению, нет последнего издания книги Янчевской (голубой книжицы).
          Есть та, которая в переплете темно зеленого цвета. На мой взгляд, это достаточно удачное издание по отношению к конструированию женской верхней одежды.

  2. Светлана пишет:

    Большое спасибо за информацию! Я еще пользуюсь учебником Янчевской и Тимашевой “Конструирование и особенности изготовления легкой одежды сложных форм”

    • admin пишет:

      Светлана, я знакома с этой книгой. И отношу её к серии авторских книг Янчевской Е.А. Действительно, в ней содержится много полезной информации! Кстати, у Янчевской и Тимашевой есть еще одна совместная работа, посвященная конструированию поясных изделий.

  3. Ольга пишет:

    Приятно увидеть знакомые книги. У меня тоже есть парочка из тех, которые Вы сфотографировали. В книгах 80-90-ых годов было много полезной информацией. Мне кажется, что тогда относились более серьезно к печатной продукции. Новые книги не покупаю, так как много информации нахожу на осинке, сезоне и в ютубе.
    По поводу книг, о которых Вы, Лариса, спрашиваете, ничего сказать не могу, так как мне они даже и не встречались.
    Спасибо за Ваш сайт, он мне заменяет много книг по конструированию.

    • admin пишет:

      Ольга, спасибо за то, что Вы выразили свое мнение по поводу информации статьи.
      Практически все из представленных книг у меня есть. И мне не составляет большого труда выполнить анализ их содержимого.
      Что же касается современного подхода к изданию учебников, то здесь не все однозначно…
      Есть много учебников и книг достаточно высокого уровня, но также встречаются “дешевые” издания по типу “шейте сами, шейте с нами, шейте лучше нас…” :-)
      Наверное, они тоже находят своего покупателя. :-)

  4. Аня Тарская пишет:

    Моя сестра двоюродная училась как раз по книжке издательства “Феникс”, она у нее дома есть)

  5. Галина пишет:

    Огромное спасибо за конкретную информацию. На просторах интернета много всего и сделать правильный выбор очень и очень затруднительно. Что-то уже купила, а оказалось-совсем напрасно. Было потрачено время и, естественно, деньги. Очень жаль. Благодаря Вам я теперь буду знать, куда теперь обращаться – к какому автору. Это очень важно. Спасибо!

  6. Анастасия пишет:

    У меня есть энциклопедия конструирования и моделирования. В ней очень много хороших и наглядных примеров по моделированию сложных покроев одежды. В частности, детально рассмотрено конструирование плотно прилегающих к телу изделий, сложные покрои рукавов и воротников. Причем модели современного вида (в некоторых переводных и наших изданиях модели выглядят морально устаревшими). Но про брюки, например ничего нет- на английском эта книга -один толстый талмуд, который в русском издании разбит на 2 тома. Во втором будут брюки, детская одежда и не помню что еще) Про конструирование плечевых изделий ничего не могу сказать, мне пока хватает других методик. Но при беглом взгляде на конструкцию юбки смутило то, что в верхней части середина заднего полотнища ниже, чем середина переднего. Та же самая фигня есть и в построении по методике МГУДТ, и это, на мой взгляд, недостаток, т.к. обычно такое хорошо сидит только на фигуре определенного типа

    • admin пишет:

      Анастасия, я благодарна Вам за такой подробный комментарий!
      Я рада, что Вы откликнулись на мой призыв о том, чтобы рассказать о книгах! Картина понемногу проясняется. :-)

      Вы правы в том, что при конструировании юбок передне-задний баланс не может быть отрицательным для большинства фигур. Исключение составляют изделия на фигуры с плоскими ягодицами, на фигуры со смещением тазового пояса вперед и фигуры с выступающим животом в сочетании с плоскими ягодицами (эффект “плоской спины и ягодиц”), что не так уж и часто встречается…

      • Анастасия пишет:

        Уфф, как приятно, что Вы со мной согласны. Про подходящие к такой базе фигуры так и есть. Просто почему-то многие вроде бы конструирующие люди не понимали, о чем это я (в том числе преподаватель конструирования в институте). Я начала уже подозревать, что сама что-то не так понимаю :-D Кстати, книга из первой подборки (где дядька с манекеном) долгое время была моей настольной книгой, еще со времен училища. Когда ее съела собака, это была страшная трагедия))) таскала на работу обглоданные листочки новую версию не сразу удалось купить

        • admin пишет:

          Ответ может заключаться в фразе “вроде бы конструирующие люди..” :-)
          Хотя, при непонимании сути вопроса ответственность лежит на обеих сторонах – на той, которая не смогла четко сформулировать вопрос и на той, которая сделала вид, что не поняла… :-)
          Я не берусь судить о том, почему некоторые люди возражали Вам по поводу того, что верхняя точка средней задней линии чертежа юбки чаще выше, нежели верхняя точка средней передней линии чертежа.

          • Анастасия пишет:

            Ну, это были люди старше меня и дольше работающие конструкторами. Вопрос у меня был конкретный: Почему здесь вот так (на макете было видно, что верхний край переда выше, чем у спинки), ведь ягодицы, как правило, больше живота. в методике МГУДТ эта ошибка за счет того, что для определения длины отрезка на заднем полотнище берется значение, измеряемое по прямой. Показывала на примере макета. мне сказали, что это у меня так получилось, а у всех остальных все в порядке, хотя многие заметили это у себя на макетах, просто ничего не сказали, при том, что там все равно было заметно.

  7. Катерина пишет:

    Добрый день, могу поделиться своими впечатлениями по поводу “Энциклопедии конструирования и моделирования модной одежды” Я такие её себе купила. Ничего не могу сказать про само конструирование, американская система, для меня загадка. А вот моделирование там очень и очень подробное. Изумительное. На сайте modanews можно зайти в раздел журналов Ателье и посмотреть страницы из книги, там их что-то около 70 выложено, если не ошибаюсь.
    А вообще эту книгу можно найти в интернете на английском языке: Patternmaking for Fashion Design, автор: Helen Joseph-Armstrong

    • admin пишет:

      Катерина, огромное спасибо за Ваш отзыв!!!
      И для меня американская система ПОКА загадка…
      Думаю, что и все читатели будут благодарны Вам за наводящие ссылки!!

  8. Дарья пишет:

    Здраствуйте!
    Большое спасибо вам за этот сайт, в котором так тщательно и профессионально освещены вопросы конструирования одежды, читать ваши статьи одно удовольствие!
    Прочитав вашу статью, взялась за учебник Янчевской “Конструирование одежды” и пытаюсь построить основу платья. Но в самом учебнике не даны размерные признаки. Скажите, пожалуйста, существуют ли таблицы стандартных размерных признаков и где можно их найти? Гуглить их не получается.

  9. dalia пишет:

    Ой как здорово, что я сюда забрела! Может здесь я смогу поделиться наболевшим. Построила выкройки брюк по трем методикам:английской, итальянской и “мюллер и сын”. Сшила пробники:”итальянские” хотелось снять с себя побыстрее; ощущение такое, что кто-то сзади вцепился ниже ягодиц и хочет их стянуть и не дает шагу сделать. Английский вариант получился свободным в паховой зоне, как-будто осталось место для внушительных размеров подгузника. А вот немецкий вариант подошел почти идеально, если бы еще моя фигура была идеальной(имеется небольшой животик) то вообще супер. Мне очень хотелось бы узнать а в чем разница немецкой и итальянской методик? Сама я не такая опытная, так швея самоучка для себя и своих дочек. А вот американская школа меня тоже очень интересует, когда-то нам приходили посылки с одеждой; все вещи были очень удобными, особенно платья и жакеты.

    • admin пишет:

      Dalia, спасибо за то, что Вы делитесь своим опытом взаимодействия с методиками конструирования брюк!
      Разницу в результатах Вы уже ощутили на макетах. Что же касается принципиальной разницы итальянской и немецкой методик, то для ответа на Ваш вопрос нужно знать, о какой именно итальянской методике идет речь, в частности, из какого источника Вы позаимствовали эту методику.
      Методика Мюллера при построении женских брюк дает очень хорошую посадку, причем даже джинсовых брюк, конечно же, если Вы учли все нюансы и рекомендации самой методики.

      Что же касается “американской школы”, то здесь тоже не все однозначно. Дело в том, что очень часто под американскими лейблами могут изготавливаться изделия и в Бангладеш, и в Индонезии… Поэтому о чисто американской школе конструирования говорить сложно. :-)

  10. dalia пишет:

    Может кто-нибудь может высказаться о книге Н.В.Ерзенковой “Женская одежда в деталях”?

    • admin пишет:

      Dalia, а что именно Вас интересует в этой книге?
      Я могу сказать, что книга в свое время пользовалась большой популярностью среди людей, посвятивших себя пошиву одежды.
      Книга написана профессионально, многократно переиздавалась.
      Методика конструирования, положенная в основу книги, очень напоминает метод ЦОТШЛ.
      В книге много интересных приемов моделирования женской одежды различных покроев.

  11. dalia пишет:

    Здравствуйте, спасибо что ответили:) Да. Вы правы насчет американской методики, вещи шились и в других странах это да. Был еще маленький опыт: моя тетя привезла мне из Лос Анжелес: гипюр, подклад и все что требовалось на свадебное платье и ко всему была приложена выкройка, мама раскроила и все село прекрасно, но это тоже можно и к молодой фигурке плюсик приписать. Вот поэтому и осталось такое хорошее мнение из моей юности об американских выкройках:) А вот что про брюки по итальянской методике: первые брюки я сшила по журналу Boutique , а вот вторые я построила в программе нанокад вместе с Эльвирой Киреевой, которая объясняет как все это делать -оба варианта мне не подошли, двигаться в них очень неудобно. Объясняет Эльвира очень понятно, поэтому я так загорелась и …остался вопрос, а все же почему не подошло, может я сделала что-то не так? Она мне на этот вопрос не ответила, но она и не является мастером швейного дела, она специалист в другой области.

    • admin пишет:

      Dalia, я удалила активную ссылку на сайт Эльвиры Киреевой – это не совсем удачная идея. :-)
      При удобном случае попытаюсь разобраться в тонкостях этой методики. Хотя, уже с первых минут видео понятно, что баланс брюк (положение вершины среднего среза задней части брюк относительно линии талии) строится как-то наобум, без обоснования и привязки к конкретной фигуре.
      Вы наверное хотите, чтобы я устроила “разбор полетов” по отношению к видео? :-)
      Я лучше посоветую Вам воспользоваться методикой Мюллера. Единственное условие – разобраться со всеми её тонкостями, описанными в книге, изданной по этой методике от журнала “Ателье”

  12. dalia пишет:

    Ой, ни в коем случае не надо “разбора полетов”, может кому-то и подошла эта выкройка. Я очень благодарна Эльвире за то, что она научила работать с программой нанокад, это очень удобно, а Вам спасибо, что Вы посмотрели ролик и я воспользуюсь Вашим советом и сошью себе брюки по конструкции Мюллера; я уже и своим умом дошла до того, что это лучшее, что мне удалось найти. Конечно есть такие “моментики” о которых хотелось бы спросить у опытных людей , например линия бокового шва: отложить 1см или 1,5см в зависимости от строения бедер и сижу думаю и сколько же мне отложить 1или 1,5? Это конструктору ясно а я же самоучка, дальше читаю и знаю, что живот выпирает, значит надо выбрать брюки для фигур с животом: ОБ 108 см а ОТ 86см обхват бедер ниже талии примерно по середине между талией и линией бедра 107см, тогда опять вопрос, что делать с линией шага: увеличивать или нет, вроде ноги у меня не очень объемные и брючки бы хотелось построить зауженные слегка к низу. Вот так я тут и мыкаюсь: читаю, строю а на хорошем материале побаиваюсь кроить и опять что-нибудь в Бурде найду и шью, но теперь все таки своей самостоятельно построенной выкройкой воспользуюсь. Спасибо Вам еще раз.

    • admin пишет:

      Dalia, я согласна с Вами, что критика в адрес так называемой “итальянской методики” вовсе ни к чему. :-)
      Дело в том, что не существует понятия “итальянская методика”, есть методика либо конкретной школы, либо конкретного автора, либо обобщенный опыт конструкторов отдельной моделирующей организации. Безусловно, любая методика опирается на размерную характеристику (размерную типологию) населения той страны, в которой она была разработана. Поэтому, обладая “славянскими формами”, не стоит обижаться на выкройки итальянских или немецких журналов просто потому, что мы отличаемся по типу телосложения от итальянок и немок. :-)

      Впрочем, есть люди, которым эти выкройки и методики подходят…

  13. dalia пишет:

    Здравствуйте, хочу поделиться- в сборнике Ателье за 2005 год я нашла ответы почти на все интересующие меня вопросы по брюкам на полную фигуру (обрадовалась что мои объемы несколько меньше:), меня интересовала ширина шага, свобода движения, объем бедра, написано кратко и понятно для чего и почему, также есть чертеж брюк в джинсовом стиле. В удивительное время мы живем на просторах интернета можно найти хороших, добрых людей, которые отзываются на твои проблемы и делятся своими знаниями, советами и информацией. Спасибо большое Вам admin.

  14. dalia пишет:

    Спасибо Лариса! Очень приятно с Вами познакомиться:)

  15. Ольга пишет:

    У меня есть энциклопедия по конструированию и моделированию модной одежды. Она состоит из двух томов и написана по опыту работы американских конструкторов. Я видела англоязычный вариант этих книг на одном из форумов.
    Если Вам будет интересно, то я поищу ссылку и выложу.

    • admin пишет:

      Ольга, спасибо за Ваш отзыв!
      Статья была написана год назад и за это время я уже успела познакомиться с Энциклопедией конструирования и моделирования модной одежды, причем на русском языке.
      В этих книгах есть много полезных моментов применительно к моделированию с учетом современных тенденций в моде и материалах для одежды.

  16. Екатерина пишет:

    Здравствуйте. Подскажите, какая книга по конструированию верхней женской одежды лучшей (с изумительной посадкой)?. А еще, не имею понятия в какой книге подробно описана градация лекал? Очень нужно, помогите пожалуйста!!!!

    • admin пишет:

      Екатерина, само понятие “изумительная посадка” – очень относительно…
      Так как любой учебник, книга, методическая разработка – это всего лишь инструмент в руках мастера (начинающего мастера), то все будет зависеть от Вашего умения правильного его использования.
      Для проектирования верхней женской одежды я могу порекомендовать Вам методику ЕМКО СЭВ (том 1 и 2) и методику Янчевской Е. А.
      Схемы градации лекал привязываются к методике конструирования, которую Вы используете.

  17. Екатерина пишет:

    Спасибо большое!!!
    Скажите, почему градация лекал зависит от методики конструирования, если размер не меняется от методики, значит и градация не меняется!????

    • admin пишет:

      На процесс технического размножения лекал оказывают влияние следующие факторы:

      -изменчивость размерных признаков (измерений фигуры), которую можно проследить, анализируя данные размерных стандартов
      -структура расчетных формул, принятых в методиках конструирования;
      -способ расчета величин перемещения конструктивных точек;
      -покрой и внешний вид изделий;
      -свойства материалов.

      Очень часто в различных методиках используются разные непохожие способы расчета тех или иных отрезков и точек чертежа, что влияет на величины перемещения в отдельных точках.
      Также, в различных методиках используются разные исходные точки отсчета, относительно которых ведется построение. Следовательно, и перемещение всех остальных точек задается исходя из исходной точки и исходных осей градации.
      Мои стать по градации смотрите, перейдя по ссылкам:

      http://wellconstruction.ru/konstr3/obshhaya-harakteristika-protsessa-gradatsii-lekal
      http://wellconstruction.ru/konstr3/gradatsiya-lekal-proportsionalno-raschetnyim-sposobom
      http://wellconstruction.ru/konstr3/primeryi-tehnicheskogo-razmnozheniya-lekal

  18. Татьяна Власова пишет:

    Здравствуйте, наткнулась на ваш сайт, после печального комментария в мой адрес одной из моих партнеров по проекту. Дело в том, что я конструктор с многолетним опытом и владею несколькими методиками ЕМКО СЭВ, МТИЛП, ЦНИШП, ЦОТШЛ, знакома с итальянской, немецкой, турецкой освоила китайские. конечно я не гуру в этих методиках но посватав самые удачные моменты составила свою. По которой и преподаю курсы кроя и шитья у нас в городе. Курсы очень по популярны. но вернемся к теме как я нашла ваш сайт.
    Загорелась я все свои знания умения навыки выразить в книге. То есть написать ряд книг по детской одежде, женской, одежде, нижнему белью. Уже даже начала ее сбор книги по главам. Как мой партнер сказала, что весь интернет завален книгами по детской одежде.
    Я как и автор статьи заядлый книгоман особенно технических книг. И могу сказать, что те книги которые представлены на фото, тяжелы для восприятия они написаны для студентов высших учебных заведений. и после изучения этих книг хочется бросить любимое дело так как, понимаешь, что кроить так сложно и так трудно. И многие даже профессиональные конструктора обращаются к готовым выкройкам. У меня вопрос нужна ли нам литература от современных авторов, будет ли она востребована. не переиздат, не перевод, а своя авторская книга?

    • Лариса пишет:

      Здравствуйте, Татьяна!
      Рада видеть комментарий от коллеги на своем сайте

      По роду деятельности я тоже изучала и изучаю литературу и методики конструирования одежды, делая свои выводы по поводу ценности и полезности каждой из них.
      Соглашусь, что литературы, имеющей четкое практическое применение, не так уж и много.
      Конечно же, если у Вас есть потребность поделиться своим опытом, то книгу стоит написать и издать.
      Думаю, что Вы найдете благодарных читателей :-)

      Обзор литературы по детской одежде я делала в статьях по ссылке
      Действительно, рынок заполнен книгами, но большинство из них настолько бессистемны и примитивны, что их сложно отнести к практическим инструментам для работы.

      http://wellconstruction.ru/konstr2/metodiki-konstruirovaniya-detskoy-odezhdyi
      http://wellconstruction.ru/konstr2/vdogonku-predyidushhey-teme

      Для себя я точно сделала вывод о том, что если есть потребность делиться опытом и знаниями, то это необходимо делать.
      Настоящий МАСТЕР – это не тот, кто знает и умеет, а тот кто может сделать мастерами других!

      Успехов!!!

RSS-лента комментариев. И адрес для трекбека.

Ваш отзыв