Какие знания необходимы конструктору одежды

08 Дек 2013

Так уж сложилось, что достаточно большую часть  аудитории читателей и подписчиков моего сайта составляют студенты и  учащиеся профессиональных колледжей, которые обучаются в сфере дизайна, конструирования и технологии швейных изделий. Эта информация мне известна не только по темам целевых запросов, которые я могу отслеживать на специальных счетчиках сайта, но и по вопросам, которые приходят в комментариях к статьям или на электронную почту.

Безусловно, я очень рада, что мои статьи становятся  существенным подспорьем в изучении основных тем курсов по конструированию, моделированию одежды и композиции костюма. И в то же время, мне достаточно приятно помогать начинающим специалистам в вопросах адаптации приобретенных знаний и умений к конкретным условиям промышленного производства. Я называю этот процесс "наставничеством", избегая новомодного определения его как "коучинг", ибо в определение  "коучинга" настоящие специалисты вкладывают несколько иной смысл.

В моей практике мне раз приходилось отвечать на вопрос "как стать хорошим и востребованным конструктором?". На что я обычно отвечаю однозначно - "изучить достойные методики конструирования и практиковаться в их применении для решения конкретных конструкторских задач". Безусловно, это всего лишь краткий ответ, он не охватывает все аспекты знаний, умений и навыков, которые крайне необходимы конструктору в его работе. Не скрою, что  являюсь приверженцем "классического профессионального образования", лучше высшего, или хотя бы среднего специального на уровне профессионального колледжа. Образование уже тем хорошо, что создает целостную картину ("образ") того, как взаимосвязаны все этапы  швейного производства (независимо от его уровня), а также детально определяет роль конструкторской подготовки производства в общем производственном процессе.

Я не верю в то, что простое обучение на курсах по конструированию и моделированию одежды (любого уровня) позволяет стать квалифицированным конструктором. После  курсов вы, безусловно, сможете научиться кроить и изготавливать швейные изделия на различные индивидуальные фигуры, но это не позволит вам полноценно работать конструктором на швейном предприятии без предварительного повышения уровня квалификации. Далее я постараюсь аргументировать свой ответ, дополнив его краткой схемой. Если рисунок виден не достаточно четко либо плохо читается, щелкните по нему  клавишей мыши или откройте его в другой  вкладке.
Начну с того, что  в профессии конструктора важны и нужны фундаментальные знания в области теории конструирования одежды. Что я подразумеваю под "фундаментальными знаниями"? Прежде всего, это знание структуры исходных данных, необходимых для проектирования одежды (размерные признаки, виды и структура используемых прибавок), включая принципы создания размерной типологии и использования размерных стандартов. Здесь немаловажную роль играют и знания  в области материаловедения швейного производства, так как известно, что свойства используемых материалов существенно влияют не только на конструктивные прибавки, но и  на выбор величин технологических припусков в одежде.

К основам конструирования одежды я отношу также знания современных методик конструирования швейных изделий, а также умение выбирать именно тот вариант из них, который максимально учитывает все особенности проектируемого ассортимента, свойства предлагаемых материалов, а также обеспечивает наиболее точную развертку будущей модели на плоскости. Применение САПР (систем автоматизированного проектирования) для решения задач разработки чертежей конструкции вовсе не исключает необходимость знания общих принципов расчета и построения чертежей конструкции различных видов изделий, так как САПР - это не "маг и волшебник", а всего лишь инструмент упрощения работы конструктора, сокращающий затраты времени на выполнение рутинных операций.

Для полноценной работы в качестве конструктора массового производства необходимы знания и умения в области промышленной подготовки моделей к запуску в массовое производство. Этот важный этап производства одежды предполагает не только отработку модели на технологичность, то есть оптимизацию всех свойств изделия применительно к конкретным производственным условиям, но и знание структуры пакета конструкторской документации (текстовой и графической), необходимой для запуска модели в производство. Напомню, что к текстовой конструкторской документации относится "Техническое описание модели", к графической документации - комплект основных, производных и вспомогательных лекал для раскроя и изготовления партии изделий.

К  навыкам, необходимым для конструктора массового производства, следует также отнести умение выполнять техническое размножение лекал на все рекомендуемые размеры и роста с учетом выбранной методики конструирования одежды. Стоит отдать должное современным автоматизированным системам типа "Грация" и "JULIVI", которые позволяют осуществлять построение чертежей конструкции одновременно для всех задаваемых размеров и ростов, что существенно сокращает затраты времени на формирование полного пакета лекал.

К важным знаниям, позволяющим разрабатывать качественные лекала, адаптированные к условиям конкретного технологического процесса, следует отнести и знания по технологии швейного производства. Без понимания методов обработки конкретных видов одежды, согласованных с оборудованием, приспособлениями малой механизации и свойствами применяемых материалов для их изготовления, вы не сможете задать оптимальные монтажные припуски для пошива изделий, которые влияют на габаритные размеры лекал и одежды в целом. В структуре знаний по технологии немаловажную роль играет общая характеристика  оборудования и приспособлений, использующихся в конкретном швейном производстве. Безусловно, решением технологических задач занимаются технологи, однако, следует помнить от том, что конструктор и технолог должны разговаривать "на одном языке" - языке технологических терминов и понятий. Таким образом, знание технологии швейного производства существенно упрощает работу конструктора, в особенности если она является удаленной, что очень актуально при современных способах автоматизации. :-)

Я не раз отвечала на вопрос - "а обязательно  конструктору красиво рисовать?". На  такой вопрос нельзя ответить однозначно - все определяется характером вашего позиционирования. Если вы претендуете на роль модельера-конструктора и в ваши обязанности будет входить предоставление художественных эскизов для утверждения заказчиком, то овладение техникой художественного подачи фигуры и одежды на ней крайне необходимо. В практике работы рядового конструктора, который занимается "материализацией идей" дизайнеров, художников- модельеров и т.п, важно умение преобразовывать художественные рисунки (фотографии, наброски) в технические эскизы. Об этом я писала в одной из статей, посвященной  конструкторским работам с новыми моделями одежды.

Конечно же, работая с представителями дизайнерских профессий, конструктору крайне необходимо иметь четкое представление об основных вопросах композиции костюма,  современных способах создания силуэта и формы в одежде, согласованных со свойствами модных тканей и трикотажа. Ну и конечно же, необходимо быть всегда в курсе новых тенденций в развитии того ассортимента, с которым вы работаете!! :-)

Большинство современных предприятий, заинтересованных в сокращении затрат времени на конструкторскую подготовку производства, стремятся к автоматизации проектных работ. В этом случае углубленные знания особенностей работы конкретной САПР вам будут просто необходимы. Я не буду в этой статье приводить преимущества и недостатки каждой из современных автоматизированных систем - тут уж каждый выбирает по себе...

И в заключение описания "копилки знаний конструктора" я хочу посоветовать (лично от себя) разобраться в  вопросах специфики организации  промышленного производства, во всяком случае, основных его участков (раскройного цеха, участка дублирования, швейных цехов, цеха окончательной отделки, вышивального участка и т.п). Такие знания помогут  адаптировать ваши конструкторские разработки к специфике  конкретного промышленного производства.

Ну вот вроде бы и все!! Хотя, если честно, то по этой теме я могу  написать еще очень много, так как она мне, как практикующему конструктору, очень близка.  А пока мне хочется пожелать всем начинающим конструкторам быть осознанными, пытливыми умом, не бояться практиковать, ибо только практика позволяет проверять истинность тех или иных знаний, ну и, конечно же, не стесняться перенимать опыт у МАСТЕРОВ своего дела, обучаясь у лучших из лучших!!

И помните, что любой ПУТЬ состоит из маленьких шагов! Вы их можете сделать уже сейчас, последовательно изучая материалы сайта и внедряя полученные знания на практике.

Также можно прочитать:

Отзывов (18) на «Какие знания необходимы конструктору одежды»

  1. Катерина пишет:

    Мысли материальны, хочу уже второй день и думаю ЧТО нужно знать, чтоб реализовать себя как модельер-конструктор… и тут такая замечательная статья.
    Спасибо :)

    Только вот, что делать, училась я на филолога, а здесь нужны совсем другие знания, сейчас занимаюсь самообразованием в этом вопросе, (и на курсы ходила), а все равно кажется, что чего-то не достает, что-то нужно ещё

    • admin пишет:

      Катерина, я рада, что ответила на Ваш вопрос, который Вы себе задавали. :-)
      У Вас есть прекрасный повод выполнить “инвентаризацию” своих знаний, умений и навыков в области конструирования одежды и смежных дисциплин, чтобы определиться с перечнем перспективных задач, которые нужно решить для осуществления Ваших профессиональных планов.
      А что касается перепрофилирования, так это не проблема!! Главное – это ОГРОМНОЕ желание и вера в свои возможности!!
      Я не раз в своей жизни наблюдала явление, когда люди, попадая в состояние “кризиса среднего возраста”, использовали его как ШАНС изменить свою жизнь к лучшему, в том числе и в профессиональной сфере. Начиная практически с нуля, используя выработанные жизненным опытом стратегии, такие люди достигали высоко уровня профессионализма в новых сферах деятельности.
      ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ!!

  2. Ольга пишет:

    Лариса, спасибо за подробную статью. Я благодаря ей пересмотрела в себе, что знаю, что умею, в чем еще подучиться нужно. :-)
    Только вот не совсем понятно, зачем конструктору знания по организации производства? Объясните, пожалуйста.

    • admin пишет:

      Ольга, вопрос стоит не о глубинных знаниях производственного процесса (хотя это приветствуется :-) ), а об ОСОБЕННОСТЯХ организации производства на конкретном швейном предприятии, для которого осуществляется конструкторская подготовка производства.
      Например, если вы работаете с автоматизированными программами, включая раскладку лекал, то Вам необходимо разрабатывать все без исключения лекала, включая шлевки, пояса и т. п
      При раскладке в ручном режиме габариты геометрически простых лекал, тех же поясов и шлёвок, можно описать цифровыми показателями (длина и ширина) в спецификации деталей кроя. То же самое касается принятых способов формирования прикладных материалов и фурнитуры. Если косую бейку принято нарезать централизованно из большого отреза ткани на специальном приспособлении, то нет смысла вносить этот материал в спецификацию, а стоит отметить лишь в конфекционной карте.
      То же самое касается особенностей подготовки деталей к дублированию с учетом принятого на предприятии способа (“болванкой” с последующей “осноровкой” контуров при помощи шаблонов лекал, или заданием на начальном этапе необходимых размеров деталей с учетом последующей усадки)
      На каждом предприятии приняты свои способы разработки вспомогательных лекал исходя из особенностей формирования организационных операций в швейных потоках, а также с учетом принципа удобства пользования. Таким образом, разрабатывая комплект вспомогательных лекал для пошива конкретной модели, Вы должны учитывать специфику организации труда в технологическом процессе.
      Это всего лишь скромный перечень примеров по теме Вашего вопроса. Надеюсь, что я смогла Вас убедить в том, что знания особенностей организации технологического процесса на конкретном производстве являются важными в работе конструктора. :-)

  3. dalia пишет:

    Подскажите пожалуйста, по какой методике начертить выкройку мужских брюк. Фигура нормальная, единственное- что клиент любит брюки чуть ниже талии, но самую малость:). Спасибо.

    • admin пишет:

      К сожалению, по нику мне сложно обращаться к Вам по имени…

      Мужские брюки можете смело строить по методике Воронина или по методике, изложенной в учебнике Амировой и Сакулина под названием “Конструирование одежды”
      Для того, чтобы откорректировать положение линии талии с учетом предпочтений заказчика, можно понизить её уровень на чертеже базовой основы на желаемую величину. В этом случае можно предварительно измерить длину среднего шва на готовых брюках, удовлетворяющих по посадке, и сравнить её с суммарной длиной средних срезов передней и задней частей на чертеже. Полученная разница обеспечивает величину корректировки уровня талии на деталях. Если Вы опытный конструктор, то уже на начальном этапе при определении положения горизонтальных линий базисной сетки Вы можете внести необходимое понижение уровня талии. Иногда при разработке чертежа брюк проектируют неравномерное понижение линии талии (спереди – на большую величину, сзади – несколько меньше с учетом удобства приседания и наклонов).

  4. Валентина пишет:

    Тут без меня, оказывается, важную тему обсуждают. :-)
    Я задумалась… С одной стороны уже многое знаю и умею, с другой – еще немало предстоит узнать и попрактиковать на “своей шкуре”.
    К моему сожалению, я работаю на очень скромном предприятии. :-(
    Остается учиться через интернет, чтобы перенимать опыт тех, кому повезло больше.

    • admin пишет:

      Валентина, Вам тоже повезло – Вы уже знаете, к чему стремиться!
      Некоторые люди живут в неведении всю жизнь, даже не пытаясь что-либо в ней менять…
      Вы находитесь в сообществе тех людей, кто стремится к совершенствованию такой важной сферы жизни человека, как профессиональное мастерство.
      И это похвально!!

  5. Константин пишет:

    Замечательная и полезная статья. Есть о чем задуматься, какие профессиональные стороны развиты более сильно, а какие необходимо подтянуть.
    Три месяца назад, начал работать на очень крупном предприятии. У нас 15 конструкторов, трое из которых занимаются градацией, комплектацией деталей модели и раскладками; а остальные делятся по ассортименту. Для меня было много нового именно в организации работы. Многие унифицированные детали прописываются в спецификации, и не комплектуются мной в модели (для этого есть другие люди); но я должен пополнить каталог каждой новой унифицированной детали с присвоением кода и графическим изображением с проставлением размеров.
    Составление всей документации ведется на двух языках. Думаю, что на сегодняшний день знание английского языка (как минимум технической терминологии) также обязательно. Нюансов очень много, так что есть чему учиться буквально каждый день

    • admin пишет:

      Константин, спасибо за то, что поделились своим опытом и выразили свое мнение в этом вопросе!
      Судя по штату сотрудников, у Вас, действительно, крупное предприятие. Насколько я поняла из Вашего описания, Вы одновременно создаете внутренний каталог условно- унифицированных деталей. Это полезный “инструмент” при работе с таким ассортиментом, в котором возможно повторение отдельных конструкционных узлов – карманов, погонов, манжет и т.п.
      Вполне с Вами согласна, что знание английского языка также важно в работе конструктора, в особенности, если он стремится к постоянному совершенствованию и познанию мирового опыта в развитии дизайна, технологии и практических приемов проектирования одежды.

      О Вашем запросе по теме лекал помню, правда, осуществление замысла придется отложить до следующего года. Конец года уж ОЧЕНЬ выдался активным!! :-)

      • Константин пишет:

        Спасибо, Лариса.
        С Наступающим! :-)

        • admin пишет:

          Константин, спасибо!
          Я думаю, что у меня будет возможность поздравить всех читателей со страниц сайта и выразить свою благодарность за то, что вы посещаете мой сайт и вносите свою лепту в его работу!

  6. dalia пишет:

    С Новым годом!!! Давно сюда заглядывала и прозевала ответ на свой вопрос о методике по мужским брюкам. Спасибо за ответ и совет, я обязательно воспользуюсь, а зовут меня Даля(Dalia).

    • admin пишет:

      Очень приятно познакомиться!!! :-)
      Рада, что Вы, Даля, являетесь активным читателем сайта!!
      Всего Вам самого прекрасного в Новом году!!

  7. Арина пишет:

    Технолог-конструктор это модельер?

    • admin пишет:

      Арина, конструктор – технолог – это не модельер. Ну, разве что в душЕ… :-)
      Говоря о модельерах, следует отметить две специализации:
      -художник – модельер, который занимается созданием художественного образа,
      -модельер – конструктор, который обеспечивает техническое воплощение этого образа путем выбора нужной базовой основы и её правильного моделирования.

      Конструктор- технолог – это своеобразный симбиоз двух специализаций, технических по своей природе, – конструктора и технолога. Конструктор- технолог занимается подготовкой модели к запуску в производство. То есть воплощает творческий замысел создателя модели в конкретное изделие (партию изделий).

  8. Ольга пишет:

    Лариса, здравствуйте! Скажите, пожалуйста , где можно приобрести размерные признаки для массового пошива, для Европы.
    Большое спасибо!

    • Лариса пишет:

      Здравствуйте, Ольга!

      Насколько мне известно, понятия “европейская фигура” не существует, а значит, нет единой европейской размерной типологии.
      В различных европейских странах используются свои методики конструирования и, следовательно, свои условные размерные стандарты. Так, в Германии преимущественно используется методика Мюллера, в Англии – английский метод конструирования, в Италии – методика Modellismo -Istituto Burgo Milano. Таким образом, данные о размерных признаках фигур, на которые опираются методики, следует поискать в оригиналах этих методик.

RSS-лента комментариев. И адрес для трекбека.

Ваш отзыв