Ритм в композиции одежды

04 Дек 2011

Ритм — в переводе с греческого — соразмерность, строй­ность, такт.

Ритм — это существующее в природе явление закономерного повторе­ния или чередования соизмеримых элементов во времени или пространстве. Ритм проявля­ется в природе во всем.  Мы  можем наблюдать его в дыхании  живых организмов, биении сердца, строении крис­таллов, в движении времени, смене дня и ночи, времен года, приливов и отливов, в движении волн и т. д.

Ритмический строй произведений искусства также отражает объективно существующий в природе ритм. В архитектуре, изобразительном и прикладном искусст­ве ритм является важным средством создания композиции художественного произведения, достижения согласованнос­ти его элементов, красоты и гармонии, выразительности образа, четкости его восприятия. С помощью того или ино­го ритмического строя придается различная эмоциональная окраска художественному произведению, достигается опре­деленное эмоциональное воздействие.

В прикладном искусстве на определенном ритме строят орнаменты вышивок, рисунки на тканях.

В композиции кос­тюма ритм является одним из средств связи в единое целое всех частей формы.

Здесь закономерность ритмического по­строения может проявляться:

С помощью ритма художник - модельер усиливает звучание главно­го — идеи. В пределах формы костюма правильное решение ритма помогает охватить взглядом всю композицию в целом. Бла­годаря ритму глаз подсознательно соединяет точки в про­странстве.

Самым простым проявлением ритма является повторе­ние одного и того же элемента или равных по величине эле­ментов через равные промежутки. Это простой равномер­ный ритм. В зависимости от композиционной разработки он может выражаться по-разному:

  • в повторяемости форм или элементов с нулевыми интервалами или без интервалов;
  • в повторяемости форм с сохранением равных интервалов (большего или меньшего размера) между ними.

Фото 1

Фото 2

Простой пример проявления равномерного ритма без интервалов можно наблюдать в чередовании простых складок, а также мелких скла­док по типу "плиссе" или "гофре" на юбке (см. фото 1). Здесь простой рав­номерный ритм построен по вертикали. То же построение рит­мической организации, но уже по горизонтали, показано на фото 2. В модели платья рав­номерно чередуются воланы одного и того же размера.

 

 

 

 

Фото 3

Фото 4

Такой же простой равномерный ритм выражают фесто­ны, образованные кружевом, оформляющим низ модели, изображенной на фото 3.

Ритм проявляется в расположении пуговиц или навесных пе­тель (см. фото 4)

 

 

 

 

 

Фото 5

Пример простого равномерного чередования элементов с интерва­лом показан на фото 5. Воланы на платье расположены в  простом равномерном ритме, но в ином построении — не вплотную один к другому, а с промежутками — интервала­ми, равномерно чередующимися с элементами основной формы.

Рассмотренные выше при­меры иллюстрируют такую особенность: равные по величине или тождественные элементы, следующие один за другим через рав­ные промежутки, выстраиваются в простой метрический ряд. Такой вид ритма относится к самым простым его проявлениям в композиции одежды, его исполь­зование требует особого чувства меры, так как он очень часто приводит к ощущению однообразия и моно­тонности.

 

 

Использование в ритмической организации только одно­го размера  —  явление редкое. Чаще можно видеть ­ритмическое сочетание элементов различных размеров. Нарастание или убывание величины самого элемента или промежутка между элементами характеризует пропорцио­нально-последовательный ритм. Этот ритм проявляется в ритмических рядах с постепенным пропорциональным на­растанием или уменьшением элементов или интервалов.

Фото 6

Так, на фото 6, а изображена модель платья с боковыми воланами. При построении этой модели видно пропорцио­нальное увеличение элементов композиции по направлению к низу изделия (от меньшего размера  к большему). Каждая после­дующая декоративная деталь больше предыдущей, одно­временно увеличивается интервал расположения. В модели платья, расположенной рядом, прослеживается нарастание интервалов между декоративными элементами с одновременным увеличением их периметра на поверхности изделия.

 

 

 

Фото 7

А на фото 7  пропорционально-последовательный ритм проявляет­ся в построении частей юбки - каждая из последующих частей увеличивается по размеру с одновременным увеличением размера клетки на ткани.

Та же закономерность пропорционального нарастания или уменьшения элементов или интервалов может проявляться и в иной ритмической организации — прогрессивном ритми­ческом ряду. Прогрессивный ритмический ряд основывается на зако­номерностях арифметической или геометрической прогрес­сии.

 

 

Элементы костюма могут подвергаться ритмичес­кой организации в вертикальном (фото 8), горизонтальном (фото 9), спираль­ном (фото 10), лучевом (фото 11), радиальном (фото 12) и комбинированном направлениях (фото 13).

Фото 8

Фото 9

Фото 10

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото 11

Фото 12

Фото 13

 

 

 

 

 

 

 

 

Ритмичности построения можно достичь, используя раз­личные элементы симметрии:

  • ось вращения,
  • зеркальную плоскость,
  • переносы по прямолинейным и криволинейным осям и т. д.

Но в отличие от симметрии, являющейся част­ным случаем ритма, ритмическое построение не требует абсолютной одинаковости повторяемых мотивов.

Осевая ритмика проявляется в расположении карманов, манжет или клапанов. К осевой метрике можно отнести и порядок распределения отделочных швов, декора, цвета, фактурных вкраплений. Так, карманы, как правило, располагаются на одинаковом расстоянии от осе­вой линии корпуса. То же самое расположение и у верти­кальных швов.

Ритмика цвета — активное средство композиции костю­ма в создании художественно-образного содержания. Ис­пользование всех граней этого средства -  ответствен­ная задача. И роль художника-модельера заключается в том, чтобы заставить верно работать цвет как средство композиции. Это касается как ритмики цвета, так и свойств цвета, которые можно было бы отнести к психо­логическим свойствам, воздействующим на восприятие модели и фигуры в ней.

Характерным примером ритмической организации цвета являются ткани в полоску или горошек (фото 14 и 15).

Фото 14

Фото 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В одной и той же композиции могут одновременно соче­таться несколько различных видов ритма, взаимно увязан­ных и подчиненных один другому.

Гармоничные сочетания разных видов ритма наблюда­ются в народных орнаментах вышивок.

При использовании ритма в организации композиции кос­тюма очень важно не слишком увлекаться ненужным «офор­мительством». В практике мо­делирования костюма часто единственным и пока доста­точно точным "оценивающим" инструментом служит глаз. Не­маловажное  значение имеет и профессиональное ощущение композиции, в данном случае чувства ритма.

 

Если Вам понравилась статья, воспользуйтесь возможностью получать новую информацию  на Вашу электронную почту.

Для этого заполните форму подписки, приведенную ниже.

стрелка

Подписывайтесь на получение новых статей!

Также на эту тему можно прочитать следующие статьи:

  1. Понятие костюма в композиции одежды
  2. Тождество, нюанс и контраст в композиции костюма
  3. Немного о композиции мужского костюма

Отзывов (13) на «Ритм в композиции одежды»

  1. valnik56 пишет:

    Интересное введение в механизмы дизайна одежды. Спасибо!

  2. Галина пишет:

    Очень интересный женский сайт. Занесла в закладки, с удовольствием буду приходить в гости!
    Спасибо за грамотную статью и хорошие фото!

  3. Лариса пишет:

    Очень симпатичный сайт.

  4. Елена пишет:

    У меня есть подруга, которая отлично шьет. Вот к ней я и обращаюсь.
    А вообще не одна теория не заменит простого чувства вкуса и красоты
    Это не отнять.

  5. Игорь пишет:

    Получил первый урок в дизайне одежды. Спасибо!

  6. nasati пишет:

    Лариса, какие же у Вас емкие и полные статьи!!
    Прошлым летом все ходили в ритме полосок)) Особенно сине-белая полоса была актуальна. Везде – морячки))
    Здесь очень важно чувство стиля…

  7. Елена пишет:

    Лариса, спасибо за исчерпывающую статью, сколько оказывается разных тонкостей нужно учитывать при пошиве одежды. Очень полезный сайт для любой женщины, а для той, которая умеет шить, просто находка.

  8. Лариса пишет:

    Сколько полезной информации. Я как раз придумала сарафан, но не знала, как объяснить портному, что я хочу. Сейчас ещё почитаю статьи, буду знать, что говорить и что шить, учитывая современные модные тенденции :)

  9. Ольга пишет:

    Лариса, очень интересно про ритмы в нашей жизни. Мне раньше казалась жизнь скорее хаотичной, а сейчас я вижу в ней математику

  10. Марго пишет:

    Никогда не думала, что в одежде тоже используется это понятие.
    Спасибо за наглядные примеры – всё сразу стало понятным.

RSS-лента комментариев. И адрес для трекбека.

Ваш отзыв