Балансовые характеристики конструкции юбок

30 Март 2015

Тема самоконтроля и самоанализа правильности разработки конструкции одежды различных видов не раз поднималась на страницах сайта. В частности, я публиковала статьи, посвященные анализу результатов построения чертежей как плечевой, так и поясной одежды. Отдельные элементы рассматриваемой темы были представлены в цикле постов о конструктивных дефектах в одежде.

Следует отметить, что проектируемое изделие имеет качественный внешний вид и отличную посадку только в том случае, когда все его части сбалансированы между собой и четко соответствуют индивидуальным особенностям фигуры. Понятие баланса в конструировании одежды означает уравновешенность всех частей швейного изделия, надетого на человека. Правильно спроектированная одежда предполагает четкое соблюдение баланса, как целого изделия, так и его деталей.

Чтобы не пестрить определениями и обобщенными понятиями, я предлагаю рассмотреть  учет баланса изделия на примере чертежа женской юбки. Тем более, что тема балансовых характеристик юбки достаточно часто прослеживается в вопросах читателей.

При проектировании юбок чаще всего учитывают две важные составляющие баланса:

  • передне-задний  баланс
  • боковой баланс

При этом передне-задний баланс связан с положением верхних точек средней передней (Н1Т2) и средней задней (НТ5) линий по отношению к исходной горизонтали, соответствующей линии талии. Применительно к типовому чертежу конструкции юбки (см. рисунок 1), это уровень точек Т5 и Т2 относительно горизонтали ТТ1. В некоторых источниках передне-задним балансом называют разницу уровней точек Т5 и Т2. Стоит заметить, что сама разница не является показательной характеристикой вне контекста анализа фигуры, на которую проектируется изделие.

 

Рисунок 1 - Схема чертежа конструкции прямой юбки по методике ЦНИИШП

 

В основу расчета и построения точек, определяющих передне-задний баланс, положены продольные размерные признаки «расстояние от линии талии до пола спереди», которое обозначается Дсп, и «расстояние от линии талии до пола сзади», записывающееся как Дсз. Методика измерения указанных размерных признаков представлена на рисунке 2. Следует помнить о том, что измерению предшествует четкая фиксация линии талии (её антропометрического уровня) при помощи эластичной ленты.

 

Рисунок 2 - Методика выполнения измерений Дсз и Дсп

 

Таким образом, если рассматривать точку Т, как исходную для построения заднего полотнища и соответствующую уровню высоты линии талии, то подъем ТТ5 принимается равным:

ТТ5 = Дсз  - Влт,

где Дсз – расстояние от линии талии до пола сзади,

      Влт – высота линии талии (продольный проекционный размерный признак под номером 7 - см. рисунок 3)

Высота подъема точки Т2 задается расчетами

Т1Т2 = Дсп  - Влт,

где Дсп – расстояние от линии талии до пола спереди

 

Напомню, что в современных размерных стандартах нет размерного признака Дсз, поэтому для определения  высоты подъема точки Т5 принято использовать  ряд размерных признаков, тесно связанных с указанным измерением (см. рисунок 3). Сразу же предупрежу, что в этом случае без математики не обойтись. :-)

 

Рисунок 3 - Схема к расчетам уровня линии талии сзади

 

 

Прежде всего, следует  понять, что величина ТТ5 на чертеже равна разнице условных отрезков ВС и  АС на фигуре. Учитывая тот факт, что отрезок АС равен расстоянию от линии талии до линии бедер, его можно выразить общепринятыми расчетами

АС = 0,5 Дтс  согласно методике ЦНИИШП

АС = 0,65 (Влт – Впс)  согласно методике ЕМКО СЭВ,

где  Дтс – длина спины до талии,

       Влт – высота линии талии,

       Впс – высота подъягодичной складки

Длину отрезка ВС можно получить из треугольника АВС по известной из математики формуле

Учитывая, что отрезок АВ соответствует размерному признаку «глубина талии вторая» (Гт2 = Т79), приведенная выше формула приобретает следующий вид

Анализ  расчетов, произведенных по формуле для измерений различных типовых женских фигур, позволяет сделать вывод о том, что разница [ВС - АС] лежит в пределах от 0,65 до 0,85см. Для конструирования одежды массового производства  в основу расчетов положены средние значения разницы – 0,75÷0,8см. Эти величины вы можете проследить в типовых расчетах чертежа конструкции юбки в методиках ЕМКО СЭВ и ЦНИИШП в качестве дополнительных корректирующих коэффициентов.

В практической работе для построения отрезков, влияющих на величину передне-заднего  баланса полотнищ юбки, используется следующий укрупненный алгоритм выполнения расчетов и построений:

  • выбор исходной точки построения чертежа (например, точки Т на рисунке 1)
  • построение горизонтальных линий базисной сетки относительно выбранной точки (линии бедер, низа)
  • построение вертикальных линий базисной сетки, задающих ширину переднего и заднего полотнища
  • корректировка уровней вершин средней передней и средней задней линии с помощью рассчитанных разниц (Дсз -Влт) и (Дсп – Влт)

К факторам, оказывающим влияние на величину передне-заднего баланса, относятся, прежде всего,  индивидуальные особенности конституционного строения нижней части фигуры:

  • выступ ягодиц (для выступающих ягодиц Дсз существенно превышает Дсп),
  • характер изгиба нижней части позвоночника в области поясничного отдела (чем более выражен поясничный лордоз, тем больше прослеживается  величина отрезка АВ  на рисунке 3, а значит, и подъем точки Т5)
  • степень  выступания живота (для фигур с большим животом и относительно плоскими ягодицами Дсп может равняться либо превышать значение Дсз)

Также немаловажное влияние на положение нижней части корпуса оказывает высота каблука обуви, которая при существенном значении может способствовать изменению размерного признака глубины талии второй, о чем я уже писала в одной из статей, посвященной осанке

В некоторых авторских методиках конструирования юбок в качестве исходной при построении выступает точка, соответствующая высшей точке среднего среза заднего полотнища, то есть Т5 (под любым номером), таким образом, относительно неё строится горизонталь, соответствующая низу изделия и в дальнейшем выстраивается точка вершины средней передней линии.

Под боковым балансом юбки подразумевают уровень подъема вершин боковых срезов переднего и заднего полотнищ относительно исходной горизонтали, соответствующей линии талии. Величина баланса выражена отрезком Т3Т4, который влияет на положение точек Т41 и Т42, соответствующих вершинам боковых срезов переднего и заднего полотнищ.

Т3Т4 = Дсб – Влт,

где Дсб – Расстояние от линии талии до пола сбоку (см. рисунок 4)

       Влт  – высота линии талии

Рисунок 4 - Методика выполнения измерений Дсб и Дсп

 

При построении базисной сетки чертежа классической женской юбки линию низа зачастую ориентируют по коленной направляющей, соответствующей на фигуре уровню центра коленных чашечек. Таким образом, положение балансных точек в этом случае можно выразить следующими расчетами:

НТ5 = Дсз – Вк

Н1Т2 = Дсп – Вк

Н2Т4 = Дсб – Вк,

где Вк – высота коленной точки

На величину бокового баланса, прежде всего, оказывает влияние степень выступания бедер сбоку. Так для фигур с «крутыми бедрами» (см. рисунок 5а), величина отрезка Т3Т4 возрастает, для фигур спортивного типа с небольшим выступанием бедер (см. рисунок 5б) – уменьшается. То же касается фигур с разной степенью выраженности талии. Для фигур с тонкой талией (см. рисунок 6,б) обычно Дсб больше, нежели для фигур по типу «прямоугольник» (см. рисунок 6,а), с нечетко выраженной талией.

Рисунок 5 - Разновидности фигур по характеру выступания бедер

Рисунок 6 - Разновидности типов фигур по степени выраженности талии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, для разработки качественной конструкции юбки очень важно проанализировать все особенности фигуры как внешне проявленные, так и выраженные цифровыми показателями размерных признаков Дсз, Дсб, Дсп, с целью их учета в расчетах и построении чертежа, а также для согласованности балансных характеристик с особенностями фигуры.

Для тех читателей, кто готов идти дальше в изучении темы проектирования качественных конструкций женских юбок на различные фигуры, рекомендую дополнительно  обратиться к следующим источникам:

  • Янчевская Е.А., Тимашева З.Н. Конструирование поясных изделий
  • Волевич Г.К. Одежда для полных женщин
  • Журнал "Ателье" №6/2009 - статья на тему  "Преобразование чертежей юбок для проблемных фигур"
Успехов  в применении полученных знаний на практике!
Буду рада комментариям по теме статьи!!!

 

 

 

 

Также на эту тему можно прочитать следующие статьи:

  1. Расчеты для построения чертежа конструкции женской юбки из трикотажного полотна
  2. Баланс конструкции одежды
  3. Критерии выбора методики для конструирования женской юбки
  4. Расчеты конструкции женского платья по методике ЦНИИШП
  5. Дополнения к расчетам конструкции платья по методике МТИЛП

Ваш отзыв