Определение типа телосложения заказчика при индивидуальном пошиве одежды

13 Окт 2011

Эта  статья является ответом на один из комментариев к предыдущим публикациям, в котором задавался вопрос о причинах некачественной посадки швейных изделий, изготовленных в ателье. Не секрет, что с этой проблемой сталкиваются многие из тех, кто, обратившись на предприятие индпошива одежды (салон, ателье, студию дизайна и т.п.), попал, как говориться  « не в те руки».

О причинах неудовлетворительного качества посадки швейного изделия нельзя судить однозначно.  Здесь играют роль множество факторов. Это и степень мастерства закройщика, и правильность выбора модели, а также материала для неё, и чёткость определения типа телосложения заказчика, информация о котором влияет на последующие конструктивные разработки модели. И всё же, главенствующая роль в обеспечении качества посадки изделия  на фигуре отводится правильному измерению закройщиком фигуры заказчика с одновременным анализом особенностей  её внешней формы

Первичную информацию об основных показателях индивидуальных  характеристик   фигуры (телосложении, пропорциях, осанке) закройщик может получить при внешнем осмотре заказчика перед снятием мерок. Выявление на основе визуальной оценки особенностей телосложения  фигуры необходимо для целенаправленного её измерения с учетом  индивидуальных характеристик. Однако, только выполненные измерения с последующим их анализом позволяют более точно отметить особенности внешней формы фигуры заказчика с целью их последующего учета при разработке конструкции.

Для осуществления анализа выполненных измерений во многих ателье дополнительно разрабатываются эскизы внешних очертаний (контуров) фигуры в фас и профиль.

На выбор конструктивного решения изделия, а также на характер изменений, вноси­мых впоследствии в конструкцию, существенное влияние   оказывает тип телосложения и осанка фигуры заказчика.

Тип телосложения зачастую характеризуется сочетанием вариантов контуров фигуры в профиль и в фас.

В этой статье мы поговорим о характеристике основных типов женских фигур, оказывающихсущественное влияние на конструктивное решение (конструкцию) одежды.

В настоящий период времени осуществлено несколько попыток классифицировать наиболее часто встречающиеся типы женских фигур.

В основу большинства классификационных систем положено различное сочетание основных и дополнительных признаков телосложения, наиболее важных для их распознавания, а также оказывающих существенное влияние на конструктивное построение одежды.

Характеристика основных и дополнительных  признаков фигур женщин, определяющих тип телосложения женской   фигуры.

К основным показателям, существенно влияющим на внешнюю форму женской фигуры, относят пропорции тела. Можно выделить следующие основные типы пропорций телосложения женщин:

  • узкосложенный,
  • среднесложенный,
  • широкосложенный,
  • громозкий,
  • богатырь.

 

Далее рассмотрим варианты контуров фигуры в различных плоскостях, сочетание которых определяет тип телосложения.

Форма тела в фас определяется соотношением ширины плеч и бедер. По этому признаку установлено три следующих типа:

  • верхний,
  • средний (равновесный),
  • нижний

 

Для верхнего типа характерно преобладание размеров верхней части тела над размерами тазобедренного пояса. Увеличение размеров и полноты у женщин этого типа пропорций в фас приводит к увеличению размеров живота, но не ширины бедер.

Нижний тип характеризуется большими размерами тазобедренного пояса, которые увеличиваются в ширину еще больше при увеличении размеров и полноты.

У среднего типа с увеличением размеров и полноты происходит равномерное увеличение всех частей тела.

Дополняют характеристику формы тела в фас такие признаки телосложения частей тела, как наклон плеч В п, величина прогиба бокового контура тела по линии талии, а также форма бедер в фас.

По признаку В п различают три типа фигур:

  • низкоплечие (а),
  • нормальные (б),
  • высокоплечие (в).

В практике работы закройщиков, при изготовлении изделий на фигуры с элементами асимметрии, часто встречаются случаи «разноплечья» у заказчиков, выражающегося разным уровнем высоты правого и левого плечевого сустава, что требует дополнительных измерений с обеих сторон тела.

Величина прогиба тела по линии талии  характеризуется соотношением ширины фигуры в фас по линии талии и линии груди (например, поперечного диаметра талии и поперечного диаметра обхвата груди третьего). По этому признаку различают фигуры с четким прогибом (а), со средним прогибом (б) и с нечетким прогибом (в).

 

Фигуры с четким прогибом чаще всего встречаются среди женщин нижнего типа, а нечетким - среди женщин верхнего типа пропорций в фас.

У женщин нижнего типа встречаются два варианта типов телосложения в зависимости от характера концентрации жировых отложений и мышц:

  • с высоко расположенной (а) округлостью бедер,
  • низко расположенной (б) округлостью бедер.

 

 

Учет отмеченных характеристик фигур, связанных с величиной прогиба в области талии и формой бедер, достаточно важен при проектировании изделий прилегающих форм, так как оказывает существенное влияние на конфигурацию боковых срезов соответствующих деталей.

 

Форму тела в профиль со стороны переда определяет соотношение выступания грудных желез и живота. Это соотношение характеризуется коэффициентом горизонтальных пропорций участков фигуры, расположенных между осью симметрии профильной проекции фигуры и наиболее выступающей точкой грудной железы (А) и между этой же осью и наиболее выступающей точкой живота (Б).

 

По этому признаку выделено три типа фигур:

  • грудной (б),
  • равновесный (в),
  • брюшной (г).

Установлено,   что   все  типы   указанных   пропорций   встречаются только   в   первых   трех   классах   пропорций   фигур   (узкосложенных, среднесложенных,    широкосложенных).    В    классах    «громоздкие»    и «богатыри» доминирует брюшной тип.

Дополнительными признаками формы тела в фас со стороны переда является величина грудной железы Вг.ж., которая определяется разностью обхватов груди третьего (Ог3) и четвертого (Ог4), а также уровень расположения грудных желез.

Величина грудных желез определяется  степенью их развития,    характером  жироотложений в области грудных желез, а также  формой  грудной железы.   Часто увеличение размера грудной железы связано с увеличением размера тела, однако встречаются типы фигур малых размеров, у которых размеры грудной железы достаточно велики.

По уровню расположения грудные железы бывают высоко, нормально низко расположенными (рисунок а, б и в соответственно).

К дополнительным признакам формы тела в фас со стороны переда является величина и форма живота. По величине различают:

  • плоский живот, у которого выступание относительно линии талии

(В ж) меньше 1,0 см,

  • средний  живот с  Вж = 2,0 - 5,0 см
  •  выпуклый с В ж > 5,0 см

Выступающий живот в свою очередь может иметь высоко или низко расположенную округлость (см. рисунки г и д)

Форму тела в профиль со стороны спины, т. е. конфигурацию ее продольной кривизны, определяет соотношение величин выступания лопаток и ягодиц, которое в основном зависит от характера изгибов позвоночника, степени развития ягодичных мышц и жироотложений.

Выделено три типа фигур по форме спины:

-    кифотический, у которых величина выступания лопаток больше величины выступания ягодиц не менее, чем на 2,0 см,

-    равновесный, характеризующийся более или менее одинаковой величиной выступания лопаток и ягодиц,

-    лордотический, у которых выступание ягодиц по отношению к лопаткам не менее, чем на 3,0 см

В пределах равновесной группы встречаются фигуры, имеющие различную продольную кривизну спины. Выраженность изгибов спины может быть слабой (выпрямленный тип), средней (нормальный тип) и сильной (изогнутый тип). О величине изгибов спины судят по абсолютным значениям измерений глубины талии первой (Гт1) и глубины талии второй  (Гт2).

Дополнительно форму верхней части спины характеризует такое измерение, как положение корпуса Пк, зависящее от осанки фигуры Выделяют следующие типы осанки в зависимости от значения П к:

- перегибистая (П к < 5,0 см),

- нормальная (П к - 6,15 ± 0,15),

- сутулая (П к > 7,2 см).

Наличие жировых отложений в области седьмого шейного позвонка у полных женщин приводит к искажению мерки Пк, как показателя осанки.

В зависимости от степени развития мышц спины и подкожно - жирового слоя спина может иметь нормальную округлую форму с небольшими выемками между лопатками (а), округлую форму без выемки между лопатками (б), с увеличенными выемками (в) или может быть плоской (г)

Непостоянным является также характер выступания и уровень расположения наиболее выступающих точек ягодиц, зависящий от формы ягодичных мышц. Различают ягодицы выступающие (а), нормальные (б) и плоские (в). При этом бывают фигуры с высоким (г), средним (д) и низким (е) расположением ягодиц. Первое встречается у фигур верхнего типа, второе - у фигур нижнего типа.

 

 

 

 

 

 

 

Часто при анализе внешней форме тела заказчика учитывается также такая дополнительная характеристика, как величина разворота плеч, которая определяется степенью разворота плечевых суставов в сторону переда и кривизной линии плечевого ската. В фигурах с плоской спиной (а) разворот плечевых суставов вперед меньше, нежели в фигурах округлого типа (б).

С помощью показателей степени разворота плечевого сустава и высоты плеч впоследствии корректируют (определяют) величину раствора плечевой вытачки  спинки и положение высших точек проймы спинки и полочки.

 

Продолжение следует…

 

Также на эту тему можно прочитать следующие статьи:

  1. Особенности выполнения обмеров фигуры при изготовлении изделий по индивидуальным заказам
  2. Размерные признаки для конструирования одежды
  3. Пропорции тела человека
  4. Размерные стандарты для конструирования одежды
  5. Осанка фигуры, её влияние на процесс конструирования

Отзывов (19) на «Определение типа телосложения заказчика при индивидуальном пошиве одежды»

  1. Кирилл пишет:

    Содержательная статья)

  2. Лариса пишет:

    Очень правильно и грамотно написано. Я сама немного шью, поэтому знаю, как важно правильно измерить фигуру заказчика.

  3. ОлегМ пишет:

    Трудно комментировать,статья профессиональная.

  4. nadezhdapol пишет:

    Чувствуется опыт и профессионализм.
    Спасибо, Лариса.

  5. Ольга пишет:

    Познавательная информация. Спасибо.

  6. Оксана пишет:

    Я однажды столкнулась с ситуацией, когда шила на заказ себе брюки. На мне они сидели ужасно. Зато моя подруга в них была просто королева. Но ведь шили-то для меня и по моим меркам! Да, человек либо должен быть профессионалом в своем деле, либо не заниматься им вообще.

    • admin пишет:

      Да, я с Вами согласна! Может быть Ваш портной воспользовался готовой базовой основой, разработанной ранее на типовую фигуру, а изменить её под Вашу фигуру не догадался, либо не смог. И всё – же, хоть один человек вышел из ситуации осчастливленным – Ваша подруга!

  7. Ольга пишет:

    Со сложной фигурой работать сложно, но потом приятно видеть результат.

  8. Ольга пишет:

    Самое главное сделать хорошую выкройку и примерка играет важную роль, от этого зависит то, как сядет изделие. Хорошая статья.

  9. Ольга пишет:

    Лариса, как Вы думаете: комплекция человека – результат мыслей, карма или что-то другое?

    • admin пишет:

      На мой взгляд, нельзя ответить однозначно на этот вопрос. И мой ответ будет лишь субъективной оценкой факторов, влияющих на тип телосложения. И всё- таки я попытаюсь её выразить.
      Прежде всего, для каждого человека характерна своя генетическая предрасположенность к определённому типу телосложения, ведь мы есть сумма соответствующих составляющих рода отца и матери (в каждом преобладает своя доминанта).
      Безусловно, на особенность телосложения оказывает существенное влияние степень “любви к себе и к своему телу”, выраженная в заботе о физической активности тела, его развитии и поддержании “форм в форме”, в заботе о разумном питании тела, согласованном с ЗАКОНАМИ ПРИРОДЫ.
      Немаловажную роль играют мысли, которые мы буквально “носим” в себе, они либо “утяжеляют” тело, либо придают ему “лёгкость полёта”. Часто я замечала очень важных и напыщенных собой людей, тело которых росло вместе со степенью важности в собственных глазах.
      Ну, а на счёт кармы, я ничего сказать не могу, так как считаю тело прекрасным инструментом, который даётся человеку в ЭТОЙ жизни, с которым можно и нужно подружиться, работая с ним на общее благо.

  10. Татьяна пишет:

    Как много тонкостей в этом швейном мире – голова кругом!

  11. Спасибо за хорошую статью. Грамотно изложено

  12. Валентина пишет:

    Столько полезной информации нашла в Вашей статье! Честно говоря, была очень удивлена тому, что Вы это все выложили в бесплатном доступе.
    Спасибо!

RSS-лента комментариев. И адрес для трекбека.

Ваш отзыв