Слово «модель» в переводе с латинского обозначает образец (мера, норма). Применительно к швейным изделиям под моделью понимается первичный образец одежды, в котором воплощён замысел художника – модельера.
Под термином «моделирование» обычно подразумевается творческий художественный процесс создания новой модели с учётом её назначения, внешнего и внутреннего облика человека, а также свойств материалов. В моделировании одежды объектами разработки являются:
- форма и силуэт изделия,
- покрой изделия,
- свойства материалов,
- способ формообразования на отдельных участках,
- композиция элементов,
- цветовое решение.
Завершающим этапом процесса моделирования является изготовление первичных образцов модели.
Под конструктивным моделированием подразумевается процесс разработки чертежей или лекал деталей по первичному образцу модели или по её графическому изображению с использованием чертежей или лекал деталей соответствующей базовой основы изделия.
Процесс разработки конструкции новой модели одежды включает следующие этапы:
- изучение и анализ модели,
- подбор соответствующей базовой основы конструкции,
- уточнение или изменение основы и перенос на неё модельных особенностей (при отсутствии готовой базовой основы производится разработка новой),
- проверка правильности конструктивной разработки.
Этап изучения и анализа модели является достаточно важным, так как на этом этапе определяются все исходные данные, необходимые для последующей конструкторской разработки. При изучении модели выявляют её особенности и определяют степень её соответствия ранее разработанным конструкциям.
В практике работы конструктора возможно несколько вариантов представления новой для него модели:
- в виде готового образца (например, изготовленного ведущей фирмой или образца брендовой вещи),
- в виде фотографического изображения (фото модели из каталога или подиумного показа),
- в виде эскиза модели, разработанного художником – модельером (дизайнером)
Безусловно, наиболее полная информация содержится в готовом образце изделия. Образец изделия, предоставленный для анализа, несёт полную информацию о виде изделия, силуэте, покрое, размерных параметрах фигуры, на которую он изготавливался, о виде используемых материалов. Линейные измерения образца позволяют получить информацию о ширине изделия на уровне линии груди, талии, бёдер и низа, о характере распределения ширины изделия на уровне груди по конструктивным участкам спинки, проймы и полочки, о ширине изделия по линии плеч, о длине изделия, длине рукава, его ширине вверху и внизу. Работая с готовым образцом, вы можете тщательно проанализировать все модельные особенности, включая вид застёжки, характер расположения элементов застёгивания и др. Очень важно на этапе изучения и анализа модели определить способы создания выпуклости изделия в области груди и лопаток (способ формообразования на более сложных участках фигуры).
Использование фотографии или эскиза модели значительно сужает возможности изучения модели, снижая точность получаемой исходной информации. Безусловно, фотография даёт более объективное представление о модели, нежели зарисовка (эскиз), в которой очень часто художники прибегают к приёму вытягивания фигуры для улучшения зрительного восприятия модели. В этом случае требуются особые приёмы извлечения информации с зарисовки.
При работе с эскизом или фотографией модели необходимо, прежде всего, определить их масштаб. При этом следует иметь в виду, что некоторое подобие в размерах эскиза или фотографии образцу изделия существует только во фронтальной плоскости, т.е. на виде спереди. Для обеспечения более точного анализа графического изображения моделей рекомендуется определять два масштаба: продольный и поперечный, что связано с особенностями графической подачи моделей. В качестве продольного масштаба можно использовать размер высоты головы (эта информация согласована с пропорциями тела человека). Поперечный масштаб удобно определять через стандартные размеры деталей (например, ширину плеча, сопоставляя номинальный размер этого отрезка в натуральную величину с размером, измеренным на рисунке модели). Взамен расчета переходного коэффициента от эскиза к чертежу детали можно изготовить масштабную линейку.
Из рисунка трудно извлечь достаточно полную информацию о модели, поэтому определение истинных размеров будущего изделия не может быть однозначным, и зависит от квалификации конструктора. Начинающим конструкторам рекомендуется предварительно преобразовывать исходное изображение модели в технический эскиз.
На технический эскиз модели наносят ряд вспомогательных линий: продольную линию симметрии и основные горизонтальные линии (груди, талии, бедер, уровня центров коленных чашечек). При определении уровня линии талии на рисунке можно ориентироваться на положение локтевой точки руки.
При работе с рисунком модели объектами изучения являются:
- линии борта, лацкана,
- уровень линий талии и низа изделия,
- расположение петель и пуговиц, карманов, хлястиков, пат, рукавов, воротников и т. д.
Определение композиционных припусков и их распределение по ширине изделия можно выполнить лишь ориентировочно на основании визуальной оценки зарисовки с учетом принятого модного направления и средних значений припусков для изделия данного силуэта.
Для правильного воспроизведения формы модели на бумаге, следует тщательно продумать ее конструктивное решение и восстановить плохо заметные швы и вытачки.
Размеры и расположение конструктивных элементов на рисунке модели определяют, ориентируясь на положение вспомогательных линий, измерения вспомогательной масштабной линейкой или используя вычисленный масштаб зарисовки.
Этап изучения модели считается законченным после определения всех данных, необходимых для разработки конструкции новой модели:
- значений композиционных припусков по линиям груди, талии, бедер,
- размеров, формы и положения основных конструктивных швов и других новых модных элементов конструкции.
Также можно прочитать:
Я мало что понимаю в пошиве одежды, но благодаря вам буду знать на что обратить внимание при покупке.
У меня сестра занималась на закройщика, а я шить и моделировать одежду не очень люблю, поэтому обычно за советом по качеству швейных изделий обращаюсь к сестре. Качественно пошитая вещь в зависимости от модели – это действительно кропотливый труд
Очень хорошо, что у Вас такая сестра. Каждый человек выбирает себе род деятельности по душе!
В рубрике “Интересное” я приготовила ряд статей, которые могут быть полезными для широкого круга читателей.
Интересно, необычная тема.
Как во время попала на этой сайт, как раз интересовать меня эта тема стала!
Когда-то я пыталась шить сама, дети были маленькие, денег не хватало и я из своей старой вещи кроила детские. Было много хороших изделий, но всегда для меня проблемой был крой. Я больше шила по готовым выкройкам, но сейчас проще вещи купить или заказать, чем шить самой. У каждого свой талант, каждый должен заниматься своим делом.
Раньше любила шить, а сейчас времени не хватает
Ох, не легкая это работа. Много лет я шила на заказ, но забросила это дело. Сейчас редко сажусь за машинку.
Работа, действительно, нелёгкая. И в то же время, в ней есть свои прелести, свой азарт. В особенности, если нужно “из ничего” сделать “НЕЧТО”
Прелести были несколько лет, но потом, после работы почти в 20 часов в сутки, эти прелести перестали для меня существовать. А проработав в ателье 3 года, я убежала, так как никто не хочет платить достойную зарплату и я ничуть не жалею.
Шить хорошо для себя, а если этим зарабатывать, то уже сложнее. Если только работать на себя.
Безусловно, современный рынок швейных товаров достаточно разнообразен. И кто – то его наполняет товарами. И есть в этой “армии швейников” те, для кого это занятие стало любимым и интересным, несмотря на сложности процессов проектирования и изготовления.
Спасибо за прекрасные советы!!!
Очень интересно, спасибо за информацию!
Мне часто приходится работать с моделями по фотографиям. Нелегкая я вам скажу это работа… Особенно, если начальница приносит фото из крутого журнала, где видно “кусочек профиля” и хочет, чтобы я сделала такую же модель. А там и с помощью лупы ничего не поймешь. Приходится только догадываться…
Ох, как я Вас понимаю!!! Мне также приходится сталкиваться с фотографиями моделей, для которых нужно подготавливать конструкторскую документацию. Действительно, не всегда модельные особенности представлены достаточно четко ввиду художественной подачи некоторых фото. Приходится проявлять фантазию!!!