Анализ типа телосложения человека для проектирования одежды

16 Окт 2011

В предыдущей  статье мы рассмотрели основные особенности строения индивидуальной фигуры человека, которые существенным образом влияют на конструкцию  одежды.

К частям тела, оказывающим немаловажное влияние на процесс конструирования и моделирования одежды, относятся также голова, шея, верхние и нижние конечности.

Голова, особенно лицевая ее часть, играют важную роль в гармонизации одежды с внешним обликом конкретного человека. Основные размерные характеристики головы (обхват головы, ее высота и ширина) при сопоставлении их друг с другом и с шириной плеч и ростом учитываются в основном при выборе соответствующей модели на этапе утверждения (согласования) эскиза будущего изделия.

Для целей разработки конструкции изделия на конкретную фигуру из перечисленных признаков учитываются в основном характеристики шеи и верхних конечностей. Форма нижних конечностей оказывает влияние на конструкцию только поясной одежды, в частности брюк, шорт, юбки - брюк.

Основными характеристиками шеи, учитывающимися при разработке конструкции изделия, а также при выборе соответствующих видов и параметров воротников, являются внешняя форма шеи, ее длина, наклон и обхват.

Основные характеристики шеи

 

Длина шеи определяется размерным признаком Дш.з. Установлено три варианта шеи по длине (см. рисунок  а, б, в соответственно):

- короткая с Дш.з =13 - 32 мм;

- нормальная с Дш.з = 33 - 55 мм;

- длинная с Дш.з = 56 - 90 мм.

О ширине шеи судят по величине отношения ширины шеи к ширине челюстной части лица. По этому признаку можно выделить три варианта шеи:

- широкая (рисунок г),

- нормальная (рисунок д),

- тонкая (рисунок е)

По форме боковой поверхности шеи встречаются четыре варианта:

- цилиндрическая (рисунок ж),

- коническая, зауженная кверху (рисунок з),

- коническая, зауженная книзу (рисунок и),

- гиперболическая (рисунок к).

Форма верхних конечностей определяется величиной угла ?, образованного положением продольных осей плеча и предплечья.

Признаки формы верхних конечностей

По этому признаку различают руки:

  • нормальные, имеющие угол (? ??164°  - см. рисунок  а),
  • согнутые в локте (? < 164°  - см. рисунок б),
  • спрямленные в локте  (? > 164° см. рисунок  в).

По пространственному положению верхней части руки (положению плеча) относительно туловища, характеризующемуся углом ? (см. рисунки г, д, е) Различают руки, имеющие

  • отвесное положение (угол ? = 90°),
  • переднее положение (? < 90°)
  • заднее положение(? < 90°).

 

 

По степени развития мышц и подкожно - жирового слоя различают худые (тонкие), нормальные и полные руки с равномерным и неравномерным  жирораспределением. При  неравномерном жирораспределении местом его локализации является, зачастую, область плеча. Такой вариант рук встречается у женщин верхнего типа пропорций.

Учет формы верхних конечностей немаловажен при разработке конструкции рукавов, особенно их нешироких  вариантов.

Форма нижних конечностей определяется положением осей бедра и голени и степенью развития мышц и подкожно - жирового слоя.

В зависимости от положения осей бедра и голени различают форму ног

  • нормальную (рисунок  а),
  • О - образную (варусную, рисунок б),
  • X - образную (вальгарусную, рисунок  в),
  • Л - образную  (ноги циркуль, рисунок  г),
  • П - образную (рисунок д).

Варианты форм нижних конечностей

Носки ног (рисунок  е, ж) могут излишне расходиться или быть повернутыми внутрь.

Определяют форму ног и места локализации подкожно – жирового слоя.

По этому признаку различают ноги с равномерным и неравномерным жирораспределением. В последнем случае наиболее характерным местом локализации подкожно - жирового слоя является область бедра. Такой тип ног встречается в основном у женщин нижнего типа пропорций.

Таким образом, тип телосложения конкретного заказчика может быть определен на основании анализа сочетаний полученных при визуальном осмотре и в процесс снятия мерок его фигуры и сопоставлении их с выделенными  характеристиками наиболее часто встречающихся типов фигур.

Как уже отмечалось в предыдущей статье, в настоящее время еще не разработана четкая классификация внешних форм тела человека, учитывающая все многообразие морфологических признаков.

Следует привести примеры лишь нескольких классификационных характеристик типов женских фигур, наиболее часто встречающихся в практике изготовления изделий по индивидуальным заказам.

Так, в зависимости от  профильных и фасовых  конфигураций женских фигур на соответствующих конструктивных поясах (грудном, тазобедренном и плечевом), предложено одиннадцать типов телосложений женских фигур:

Типы телосложения женских фигур

  • Первый тип (1). Фигуры условно пропорциональные, стройные.
  • Второй тип (2). Фигуры с особенностями телосложения, заключающимися в отклонении наиболее выступающих точек лопаток от вертикальной плоскости, касательной к наиболее выступающим точкам ягодиц.
  • Третий тип (3). Фигуры с особенностями телосложения, заключающимися в отклонении наиболее выступающих точек ягодиц от вертикальной плоскости, касательной к наиболее выступающим точкам лопаток.
  • Четвертый тип (4). Фигуры с особенностями телосложения, заключающимися в отклонении выступающих точек грудных желез от вертикальной плоскости, касательной к передней стенке выпуклости живота.
  • Пятый тип (5). Фигуры с высоким положением плечевых скатов.
  • Шестой тип (6). Фигуры с низким положением плечевых скатов.
  • Седьмой тип (7). Фигуры с различной высотой плеч.
  • Восьмой тип (8). Фигуры с узким тазобедренным поясом по ширине в фас.
  • Девятый тип (9). Фигуры с широким тазобедренным поясом по ширине в фас.
  • Десятый тип (10). Фигуры с различной формой бедер с левой и правой стороны при постановке в фас.
  • Одиннадцатый тип (11). Фигуры с сочетаниями двух или трех единичных отклонений, перечисленных в предыдущих вариантах, так называемые «сложно типовые фигуры».

Наибольшее разнообразие типов телосложения встречается у женщин больших размеров и полнот, поэтому для практических целей изготовления одежды при условии индивидуального пошива одежды представляет интерес изучение особенностей и классификация именно их телосложения.

Опыт работы специалистов Центра развития моды и закройщиков ведущих ателье  позволил установить шесть вариантов телосложения женских фигур большой полноты.

Типы телосложения женских фигур большой полноты

  • Тип 1 - характерен одинаковым выступанием грудных желез и живота спереди и одинаковым выступанием лопаток и ягодиц сзади (рисунок  а).
  • Тип 2 - характерен большим выступанием лопаток по отношению к ягодицам сзади (рисунок  б).
  • Тип 3 - характерен большим выступанием ягодиц по отношению к лопаткам сзади (рисунок  в).
  • Тип 4 - характерен большим выступанием живота по отношению к груди (рисунок  г).
  • Тип 5 - характерен большим выступанием грудных желез по отношению к животу (рисунок  д).
  • Тип 6 - характерен широким тазобедренным поясом,  сильно выступающими бёдрами за вертикальные прямые, проведенные из передних углов подмышечных впадин (рисунок  е).

В практике работы закройщиков зачастую встречаются фигуры с двумя или даже с тремя единичными отклонениями, изготовление изделий на которые требует тщательного анализа признаков внешней формы тела, с целью последующего использования полученных данных для точной разработки конструкции модели с учетом особенностей телосложения заказчика.

Безусловно, чёткое определение типа телосложения заказчика позволяет нацелить дальнейшие конструктивные разработки будущей модели на те изменения в конструкции, которые традиционно связаны с определённым типом фигуры. Однако, это уже тема отдельного цикла статей об особенностях конструирования одежды на фигуры нетипового телосложения.

 

Хотите быть в курсе всех новинок сайта?
Подписывайтесь на статьи

стрелка

Подписывайтесь на получение новых статей!

Также на эту тему можно прочитать следующие статьи:

  1. Определение типа телосложения заказчика при индивидуальном пошиве одежды
  2. Размерные признаки для конструирования одежды
  3. Пропорции тела человека
  4. Характеристика исходных данных для расчёта чертежей трикотажных изделий плечевой группы
  5. Конструирование одежды – важная часть процесса проектирования

Отзывов (22) на «Анализ типа телосложения человека для проектирования одежды»

  1. Если бы еще этому всему учили современных портных!

    • Ксения (Модельер) пишет:

      Учат! Только не все этому хотят учиться , когда идут по этой профессии

  2. Виктория пишет:

    Конструирование — второй этап создания швейного изделия.Большое значение для конструирования одежды имеет учет осанки фигур.

  3. Светлана пишет:

    Ого как много параметров нужно учитывать

    • admin пишет:

      Это по началу кажется, что много, а с опытом глаза быстро “сканируют” все “изюминки” фигуры, а мозг сигналит – “обрати внимание!”

  4. Elena пишет:

    Как хорошо, что любой тип фигуры можно скорректировать одеждой! Спасибо дизайнерам и хорошим портнихам.

  5. Галина пишет:

    Интересно проектировать одежду,спасибо за подробное описание.

  6. Анна пишет:

    Спасибо за интересную статью

  7. ОлегМ пишет:

    Ваша статья для начинающих портных находка.

  8. admin пишет:

    Спасибо, думаю, что и опытные в ней найдут много полезного для себя.

  9. Валерий пишет:

    Вот оказывается почему по-разному одежда может смотреться на разных людях.

  10. Кирилл пишет:

    Еще пара Ваших статей и можно самому садиться за станок))

  11. Ксана пишет:

    Большое значение для конструирования одежды имеет учет осанки фигур.

    • admin пишет:

      Безусловно, мы об этом уже говорили и ещё не раз будем отмечать фактор осанки в построении верхних контурных линий чертежей плечевых изделий!!!

  12. Ольга пишет:

    Большое спасибо за подробный разбор нюансов

  13. Татьяна пишет:

    Интересная у вас тема блога. Когда-то и я училась портному делу. Но не пригодилось, к сожалению.

  14. Елена пишет:

    Интересная тема, такие знания пригодятся не только портным.

  15. Ирина пишет:

    Как, оказывается, все сложно…Но это для профессионалов. А мы сами знаем что нам идет что не очень, а что совсем никак…и тут уж замеряй не замеряй – ничего не поможет. Смотрите на себя и в зеркало и со стороны – и все будет ок!!!!

  16. Валентина пишет:

    Оказывается и продолжение есть… Я занимаюсь пошивом одежды, для себя уже кое-что определила по собственному опыту. Большое спасибо за ценную информацию!

    • admin пишет:

      Действительно, некоторые темы на сайте достаточно емкие и требуют разделения на несколько логически связанных статей. Обычно они соседствуют в соответствующих разделах. Так что внимательно смотрите на статьи – “соседи”.

RSS-лента комментариев.

Ваш отзыв