Моделирование как вид прикладного искусства и дизайна

11 Дек 2011

Термин «моделирование» происходит от слова «мо­дель», то есть образец, и означает создание модели, об­разца. Слово же «модель» происходит от итальянского слова «modello», имеющее значение «образец».

Понятие искусства объединяет в себя музыку и связан­ные с ней вокал и танец, театр, кино, цирк, а также пла­стические виды искусств, то есть пространственные, пред­метные. Произведения пластических видов искусств су­ществуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Мы воспринимаем их посредством зрения.

Все виды пластических искусств делятся на изобрази­тельные и неизобразительные — архитектонические.

Изобразительные искусства отображают окружающий нас мир, преломленный через сознание художника.

К изобразительным видам искусства относятся:

  • живопись,
  • скульптура,
  • графика.

К архитектоническим искусствам относятся архитек­тура, декоративно-прикладное искусство и дизайн. Про­изведения архитектонического искусства не отображают напрямую окружающий мир, а служат созданию мате­риально-предметной среды обитания человека.

Декоративно-прикладное искусство, создавая новую предметную среду, новые предметы быта, преображает мир. Произведениями прикладного искусства могут быть мебель, ковры, посуда, кухонная утварь, одежда и т. д., то есть изделия, имеющие утилитарное значение. Не слу­чайно в самом названии заложен смысл этого искусст­ва — искусства, приложенного к бытовым предметам, которые в силу этого обладают не только художественно-эстетическими достоинствами, но имеют и практическое значение. В них органически сливаются функциональ­ность, полезность и красота.

Таким образом, моделирование одежды относится к декоративно-прикладному виду искусства, целью которого является её художественное оформление.

Искусство моделирования одежды в отличие от других видов декоративно-прикладного искусства, занимающих­ся художественным оформлением среды обитания челове­ка, направлено на формирование внешнего облика самого человека, где костюм играет активную роль. С помощью костюма можно выявить или подчеркнуть, сделать более яркими те или иные внешние черты человека, зрительно увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, придать другие соотношения частям тела, скрыть или нивелировать недостатки телосложения. Цветом костю­ма можно также придать другой оттенок коже, усилить интенсивность цвета глаз, волос, лица. Более того, в кос­тюме проявляется индивидуальный стиль человека, его характер, темперамент, духовное и умственное развитие, воспитание, эстетический вкус, общая культура.

Чтобы создать одежду, гармонирующую с образом че­ловека, модельеру нужны не только безупречное знание фигуры человека, ее пластики и пропорций, знание за­конов и правил гармоничного сочетания отдельных частей одежды, но и умение наблюдать и изучать стрем­ления, интересы, вкусы и требования, которыми живет общество, умение прогнозировать модные тенденции.

Когда говорят о моделировании как об искусстве, пред­полагают, что костюмэто произведение искусства. И если применительно к прошлым временам этот вопрос понятен, то принадлежность современного костюма к пред­метам искусства часто подвергается сомнению. Сегодня не все, что создается худож­никами-модельерами, можно отнести к произведениям искусства. К ним можно причислить только те вещи, которые обладают чертами искусства, то есть те предме­ты, которые созданы по законам красоты.

Основной закон красоты — это гармония. И в костю­ме она должна проявляться во всем. Гармоничным дол­жно быть взаимодействие формы и содержания костюма при полном их соответствии друг другу. Законы гармо­нии должны определять взаимодействие формы костюма с его предполагаемой функцией. Форме костюма должен соответствовать материал. А композиционное решение, выбор средств композиции должны быть в соответствии с поставленной задачей. И главное — необходимо, чтобы костюм «сливался» с образом человека, оттенял его вне­шние и внутренние черты.

В связи с этим актив­ную роль в формировании костюма начинает играть         ди­зайн как промышленное творчество и метод проектиро­вания.

Слово «дизайн» происходит от английского слова «design» — проектировать, чертить, задумывать. Под дизайном подразумевается художественное проектирова­ние эстетического облика потребительских изделий, изготовленных промышленным способом.

Дизайн как форма творчества является результатом расширения сферы действия прикладного искусства, его развития на промышленной основе. Объектами дизайна являются утилитарные вещи, которые имеют практическое значе­ние и помимо эстетической функции выполняют множе­ство других функций, причем красота вещей обусловле­на практическими требованиями.

Как форма творчества дизайн является, несомненно, инновационной деятельностью художника, вторгающе­гося в производство и участвующего в создании новых форм одежды. Дизайн связывает в единый узел художественную, научно-техническую и индустриально-технологическую культуру, обеспечивая таким образом целостный подход к проектированию.

В настоящее время различают следующие виды дизайна:

  • промышлен­ный, занимающийся проектированием промышленных изделий, машин, бытовой техники, мебели;
  • интерьерный, проектирующий внутренний вид общественных и жилых помещений;
  • графический, создающий фирменные зна­ки, логотипы, упаковку, рекламную продукцию и т. д.;
  • костюмный, проектирующий современную модную одежду.

Новые условия диктуют обновлённый подход к проектированию костюма, вызывают необ­ходимость в создании системы « художник — произ­водство — потребитель», которая призвана объединить все вопросы, касающиеся моды, формообразова­ния костюма, особенностей его строения, социальных аспектов с учётом условий промышленного изго­товления изделия.

Новое понимание взаимодействия человека и одежды выдвигает на первый план возможность самореализации человека. Это проявляется в демокра­тизме современной моды, предлагающей большое разно­образие стилей, форм, силуэтов, из которых каждый может выбрать то, что подходит именно ему, дает воз­можность потребителю участвовать в творческом процес­се создания костюма. Таким образом, сам процесс выбора, покупки  и ношения одежды может превращаться в развлечение, в творчество, вызывающее положитель­ные эмоции, доставляющее радость. Эта концепция из­менения роли одежды в современном мире путем созда­ния одежды, вносящей радость в «серые будни» повсед­невной жизни человека, поддерживается многими веду­щими модельерами.

В этом же русле происходят разработки в области неотехнологического дизайна — дизайна цвета и света, за­пахов, звуков. Разрабатывается одежда со световыми эф­фектами, с запахами, из тканей с жидкими кристалла­ми, меняющая цвет в зависимости от освещения или от температуры тела человека, и даже «звучащая» одежда.

Особое место в моделировании одежды занимает ис­пользование национальных традиций. Национальный ко­стюм всегда был источником вдохновения художников-модельеров. Этнический стиль давно уже адаптировал для современной одежды формы костюма разных народов мира. Сегодня разработка концепции использования на­ционального костюма идет в двух направлениях. С од­ной стороны, дизайнеры обращаются к традициям мате­риальной и духовной культуры региона, стремясь вос­создать образы человека, которые соответствуют данной этнокультурной традиции, с другой — к культурным тра­дициям других народов. Наслоение множества традиций позволяет проектировать новую одежду, отличающуюся от традиционной европейской и этнической.

Озабоченность общества экологическими проблемами находит свое отражение и в дизайне одежды. Впервые экологическая тема была заявлена дизайнерами одежды в конце 1970-х начале 80-х годов ХХ века, предложивших «эко­логический стиль»: одежду из натуральных, льняных, хлопчатобумажных, шерстяных и шёлковых тканей. Гармонизации отношений человека с окружающим миром призвано «экологическое проектирование» всех предметов материальной среды, в том числе и одежды.

В дизайне одежды это проявляется в нескольких на­правлениях. Во-первых, происходит пересмотр возмож­ностей использования как натуральных, так и искусст­венных материалов. Предлагается отказаться от приме­нения тех искусственных и синтетических материалов, которые негативно влияют на здоровье человека (вызы­вают аллергию, накапливают статическое электричество), производятся неэкологическими способами и практичес­ки не ассимилируются с окружающей средой.

Во-вторых, идет поиск экономии природного сырья для производства материалов. В этом направлении дизайнеры занимаются проблемой регенерации отходов, повторного использования сырья, предлагают множество вариантов ее решения: от вторичного применения до продления сро­ка жизни бывшей в употреблении одежды (сэконд хэнд).

В-третьих, ведутся разработки, направленные на про­дление срока пользования одеждой. Безусловно, удлинение сроков ношения возможно только для отдельных видов одежды, более «консервативных» с точки зрения частоты сменяемости моды.

Сегодня главной целью дизайнерского моделирования одежды является создание предельно комфортной, фун­кционально оправданной, эстетически целостной одеж­ды, которая не только удовлетворяла бы требованиям потенциальных потребителей, но и побуждала их к об­новлению своего гардероба, возможно даже к изменению привычного взгляда на одежду.

 

 

Подписывайтесь на рассылки сайта!
Просто заполните форму , расположенную ниже!

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

 

Также можно прочитать:

Отзывов (14) на «Моделирование как вид прикладного искусства и дизайна»

  1. Наталия пишет:

    Вернуться бы сейчас к экологической теме дизайнеров одежды (из натуральных тканей), а то на рынках все больше искусственное….

    • admin пишет:

      На современном рынке модной индустрии есть много одежды из натуральных материалов. Правда, она формирует сектор достаточно дорогих товаров, ввиду того, что и сами натуральные ткани не очень то и дешевое сырье. Кстати говоря, некоторые искусственные материалы, являясь продуктом вторичной переработки натурального сырья, иногда не уступают натуральным. Намного хуже обстоит дело с синтетическими материалами…Но об этом лучше рассказать в отдельной статье.

  2. Татьяна пишет:

    На показах мод не скажешь, что одежду стараются сделать функциональной. Как раз наоборот. Даже иногда думаешь, как она бедненькая вообще шевелится.

    • admin пишет:

      Да, я с Вами согласна, что не вся одежда для подиумного показа является воплощением потребительских требований, предъявляемых к одежде.
      И всё же, мода, ориентированная на “широкие массы”, чаще всего функциональна.

  3. Ольга пишет:

    Интересный сайт! Честно я далека от этого, но раньше очень любила вязать! Кому-то Ваш сайт – находка! Удачи Вам!

  4. Дмитрий пишет:

    У меня супруга начинала учиться в Московском технологическом институте легкой промышленности кажется ( точно название не помню). Но потом я перевел ее в другой институт на экономическую специальность, наверное зря. Иногда упрекает меня в этом.

    • admin пишет:

      Да, был такой ВУЗ – МТИЛП. Один из лучших, кстати, в своей нише!!! Он и сейчас таковым является, правда, с другим названием. А насчёт жалеть… Учиться никогда не поздно. Сейчас очень много альтернативных вариантов обучения!! Было бы желание…

  5. Галина пишет:

    Спасибо за статью и вообще эту тематику – когда-то немножко шила себе.

  6. Андрей пишет:

    Спасибо за информацию!

  7. nasati пишет:

    Натуральный хлопок сейчас найти все труднее и труднее, но как же кожа благодарно откликается на “чистую” ткань!

  8. Очень интересный сайт У меня сестра инженер технолог швейного производства. А я больше вязать люблю, но и шила раньше тоже много

  9. Валентина пишет:

    Тема экологического проектирования мне немного знакома. :-)
    Я её изучала при выполнении курсовой работы в техникуме.
    Узнала для себя, что не так уж и много тканей, которые можно назвать экологичными не только по составу ткани, но и по виду химической обработки. В Европе такие ткани ОЧЕНЬ дорогие, да и наши цены не очень отличаются от европейских. :-)

RSS-лента комментариев. И адрес для трекбека.

Ваш отзыв